Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
«Яркуб» подготовил материл, в котором разобрался, откуда же в православных храмах появились псоглавцы и сколько их на территории региона.
Порой необычное и полное загадок встречается в самых неожиданных местах. К примеру, в церквях. В некоторых святынях при внимательном изучении можно найти фрески, на которых изображен святой в красном одеянии, мечом в руках и... головой собаки. Пожалуй, подобная фигура резко выбивается из привычных канонов.
Неосведомленный человек может подумать: «Здесь что-то не так!». Как религиозные люди могли поместить на иконы человека с головой собаки? Да и изображения разного рода монструозных существ больше свойственно для средневековой Европы, нежели для России.
«Яркуб» при поддержке Ярославского областного отделения Русского географического общества подготовил материл, в котором разобрался, откуда же в православных храмах появились псоглавцы и сколько их на территории региона.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Иногда даже коренному жителю города стоит прогуляться по знакомым местам, представив себя туристом. Совершенно случайно, заглядывая в исторические и религиозные здания, открытые для посещения, рано или поздно вы окажетесь у церкви Николы Мокрого, что располагается на улице Чайковского.
Внутри церкви скрывается одна интригующая особенность: там есть редкая фреска со святым Христофором, которого издавна изображали с телом человека и головой пса. Заметить искомую фигуру довольно сложно. Фреска находится на одном из столпов в средней части храма, большую часть которой занимает житие Николая Чудотворца. Чтобы увидеть святого Христофора, придется высоко поднять голову.
Также образ Христофора можно найти на стенописи в храме Иоанна Предтечи. Там он стоит среди множества святых минейного цикла. Псоглавец держит в руках распятие и меч — каноничное изображение святого на православных иконах.
Иконы со святым мучеником Христофором — одни из самых поразительных примеров церковной живописи, встречающихся в православной традиции. Воин с собачьей головой вызывает в воображении фантастические истории об оборотнях или чудовищных расах, обитающих на краю света.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Фреска в храме Николы Мокрого (1675 год)
Иконы Ростовского кремляАутентичные изображения псоглавца сохранились в собраниях Государственного архитектурно-художественного музея-заповедника «Ростовский кремль», куда мы отправились, чтобы открыть для себя сокровенные жемчужины живописи.
Две деревянные иконы написаны в XVII веке. Об их истории «Яркубу» рассказала старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Татьяна Львовна Никитина.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
В документах сказано, что икону в конце XIX века нашел архиепископ Ионафан, когда посетил Успенскую церковь в селе Богородском в, осеку (ныне — деревня Пречистое в Любимском районе). Владыка заметил икону у боковой двери и приказал вынести ее из церкви, указав на «неприличие нахождения в храме подобного образа». В 1893 году этот образ был привезен в Ростовский музей.
Изображение святого Христофора примечательно тем, что на нем помещен иконографический текст. По сторонам от нимба написано, что святой мученик был «родом от песьих глав».
— На полях иконы написано житийное сказание святого. В житии сказано, что до крещения у него не только была песья голова, но и говорить он членораздельно не мог. Вариантов житийных сказаний довольно много, — рассказала Татьяна Львовна. — Подобные изображения для средневековой традиции вполне обычен: еще в античном мире мифический народ кинокефалов был известен. Традиция изображения Христофора с песьей головой сохранилась до Руси через византийские источники. Его почитали как защитника от моровых поветрий, а в западной традиции он считается покровителем путешественников.
Как считает Татьяна Львовна, ничего удивительного в написании человека с песьей головой нет — житие было для иконописца авторитетом.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
На второй иконе изображен Христофор, стоящий на фоне города, в углу заметна фигура Иисуса на небе. Необычен именно городской пейзаж: белокаменные палаты позади святого нечасто можно встретить на иконах, чаще изображают пустыню или горы.
Конечно, толковать изображение святого с головой пса в прямом смысле не стоит. Скорее, речь идет о символе — о свирепости и грубости Христофора, когда тот был язычником. Многие теологи и историки религии полагают, что зооморфный облик — своеобразная метафора.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Каноничное изображение мученика сформировались уже в раннюю эпоху становления христианства. Самый часто встречаемый образ святого — юноша, облаченный в красные одеяния (символ мученичества), с мечом или щитом в руках.
Почитание святого Христофора на Руси начинается на рубеже XIII–XIV веков. Почему же тогда его иконы встречаются редко? Ответ на этот вопрос кроется в истории религии. Раскол Русской церкви и петровские преобразования положили начало борьбе против зооморфного изображения мученика.
Первые запреты случились в середине XVII века, когда произошел раскол православной церкви. Собор 1666 года утвердил реформы Патриарха Никона и между делом запретил изображение Христофора с головой пса. Уже в следующем столетии «противные естеству» иконы будут исправлять. К примеру, в росписях Спасо-Преображенского собора в Ярославле святому Христофору заменили песью голову на человеческую. Прежний лик до сих пор просматривается сквозь новый слой штукатурки.
Удивительно, но фрески в ярославских церквях Николы Мокрого и Иоаннна Предтечи появились позже раскола.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Фреска из Спасо-Преоюраженского собора. Фото: foma.ru
Интересно, что и высшее духовенство Ростова резко выступало против подобных изображений. Осуждал это святой Димитрий Ростовский, который называл иконы с псоглавцами «нелепыми небылицами».
Однако нельзя сказать, что иконы со святым псоглавцем пропали полностью. С одной стороны, лики перерисовывали или вовсе изымали из церквей, с другой — привычный образ Христофора продолжал появляться. Все же даже официальными указами было сложно искоренить то, что почиталось долгое время.
Кстати, зооморфные люди в иконографии не ограничивается ликом святого Христофора. Псоглавцы также встречаются на изображениях Пятидесятницы и появляются в истории святого-воина Меркурия, отца которого съели два человека с собачьими головами, позже обращенные самим Меркурием.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Роспись в церкви Иоанна Предтечи в Толчково (1694 год). Фото: Митрополичьи палаты в Ярославле / Telegram
Объясняя собачий ликДогматики и богословы считают, что каждая икона являет собой ту реальность, которую человек не в силах понять, но в то же время не сомневается в ней. Каждое изображение святого или Христа ставит целью показать незримый мир через зримые и привычные образы. Такими же свойствами должны обладать и иконы с Христофором, однако его образ нельзя назвать привычным. Песий лик вызывает смешанные эмоции: от страха и удивления до неопределенности непонимания. Постигая настолько неизведанное, человек невольно начинает распутывать загадку, к которой хочется подобрать нужный ключ, всматриваясь в пасть дикой собаки. Но ответы будут у всех разные.
Известный религиозный философ Павел Флоренский в своем труде «Иконостас» объяснил различие между «ликом», «лицом» и «личиной». Он считал, что в иконописном лице предстает духовная реальность. По его мнению, лик — уподобление образу Бога, отражение его мира, а поэтому он отражает и высоту духовного совершенства. Задача обычного художника заключается в показе души человека в ее земной ипостаси, задача иконописца — противоположна.
Как же тогда песья голова может считаться ликом? Пожалуй, собака — наиболее приземленное и реальное, что только можно изобразить на иконе. Быть может, это вовсе и не лик, и даже не лицо, а личина — псевдо-духовный образ животного. Однако Флоренкий замечал, что, если лицо явится в свете духовности, оно станет ликом. Так и с происходит с изображениями святого Христофора: духовное содержание лица преобразует телесную форму. Понимание песьей головы лежит за пределами объективной реальности.
Парадоксально, но именно святой Христофор оказывается ближе к человеку. Собака становится более понятным в эмпирическом плане символом, нежели лики троицы или иных святых. Пожалуй, крестьянину легче было отождествить себя с псоглавцем, который однажды случайно встретил Иисуса, чем с Ильей Пророком, разъезжающим по небу в огненной колеснице. Возможно, именно за некую «приземленность» почитали Христофора, а церкви так и не удалось искоренить из сознания людей его настоящий облик.
Псоглавец — идеальный посредник между далеким от философии верующим и его благочестивым существованием. Кроме того, становление Христофора святым насквозь пронизано мирским, что в большей степени способствует духу некоего товарищества.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмовРодом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Икона Святого Христофора из церкви «Святая Петка» в Брезнике, Болгария. Фото: commons.wikimedia.org
В житии святого говорится, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения носил имя Репрев (в переводе с греческого означает «отверженный»). В агиографии написано, что Репрев был огромного роста и обладал недюжинной силой. В какой-то момент его захватили римские войска, сражающиеся против племен, обитающих к западу от Египта, после чего он был вынужден присоседиться к легионам императора. Однако языческая вера была чужда великану, и епископ Антиохии крестил его. Христианская вера Репрева не нравилась римлянам, которые строили против него различные козни. Но убеждения его была так велики, что, видя это, нанятые императором убийцы и блудницы сами становились христианами.
Имя Христофор буквально переводится как «несущий Христа». Это связано с эпизодом из жития святого, когда тот работал на речной переправе. Однажды он переносил через реку ребенка, но удивился, когда ощутил невыносимую тяжесть. Оказалось, что он несет самого Христа, а тот — все тяжести мира. После этого Христофор начал обращать людей в христианство, а затем был предан мученической смерти, когда проповедовал послание Спасителя.
Разные ветви церкви выбирают разные изображения для своих религиозных икон. Так, в западной традиции святой Христофор традиционно показан с человеческой головой, а основным сюжетом для икон и картин выбирают рассказ о пересечении бурных речных вод с младенцем Иисусом на плече. Тогда и распространилась эта легенда. Таким образом, великан стал защитником от любой опасности, подстерегающей путешественников на пути: ураганов, бурь, болезней и злых чар.
Что касается столь необычного облика, то известны две легенды, объясняющие внешность Христофора. По одной из них, Христофор родился с песьей головой, так как происходил из страны кинокефалов — существ с телами людей и головами собак. Он приобрел человеческий облик, когда был крещен. Другое предание, получившее распространение на Кипре повествует о том, что будущий святой был настолько красив, что сам попросил господа наградить его безобразным обликом, чтобы не поддаться земным искушениям.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
«Святой Христофор», Иероним Босх (1504—1505 )
Кто такие кинокефалыВнимательный читатель может заметить любопытную деталь и вспомнить, что древние египтяне верили в Анубиса — бога с головой шакала. Кроме внешнего сходства с Христофором, он выполнял похожую, но совершенно противоположную «переправочную» функцию: провожал души умерших в загробный мир.
К слову, упоминания кинокефалов встречаются еще с античных времен — древние историки писали, что народы с собачьими головами жили на севере Африки, в Индии и пустынных землях Ливии. Да и у многих языческих религий в том или ином виде присутствуют подобные существа.
В древних сказаниях кинокефалы выступают чудовищами, наводящими ужас на целые города и пожирающими людей. Только крещение делает их кроткими, но в случае необходимости к ним снова возвращается прежняя свирепость. Люди с собачьими головами представлялись такими жестокими, чтобы показать жителей отдаленных мест — варваров-чужеземцев, тех, кто живет на краю света.
Может создастся впечатление, что иконография святого с головой собаки является свидетельством культа коптского христианства, находящегося под влиянием египетской религии. Однако кроме Анубиса из Древнего Египта, подобное мифическое существо есть в кельтском фольклоре — Вулвер. Эти существа с волчьей головой живут в пещерах на Шетландских островах, любят рыбачить и даже помогают местным голодающим жителям, оставляя улов на подоконниках их домов.
У любой мало-мальски мистической истории часто появляются фанаты и последователи. Даже монстры из страны кинокефалов обросли массой теорий заговоров, якобы те до сих пор живут где-то в сибирской глуши в окрестностях Байкала. Однако можно предположить, что подобные люди действительно есть. Существует врожденное заболевание под названием «гипертрихоз», главным признаком которого является избыточный рост волос, на не свойственном данному участку кожи. Кто знает, быть может, античные путешественники принимали таких людей за кинокефалов.
Родом из песьих глав: раскрываем тайны необычных икон из ярославских храмов
Иллюстрация к книге Улиссе Альдрованди «Monstrorum historia» (1652 год). Источник: hos.ou.edu
Где еще можно увидеть псоглавцев?«Яркуб» подготовил подробный путеводитель по местам, где сохранились фрески и иконы с псоглавцем.
Арсений Дыбов Яркуб
Последние новости
Адвокатам выданы новые удостоверения
Управлением Минюста России по Ярославской области 06.12.2024: -- адвокату Пантаку Николаю Александровичу (регистрационный номер 76/38) выдано новое удостоверение № 1289 от 06.12.2024 взамен удостоверения № 39 от 26.10.2002,
В Единый государственный реестр адвокатов внесены изменения
В Единый государственный реестр адвокатов 06.12.2024 внесены сведения о присвоении статуса адвоката Рябининой Таисии Сергеевне (регистрационный номер 76/1004, удостоверение № 1292 от 06.12.2024),
Адвокатам выданы новые удостоверения
Управлением Минюста России по Ярославской области 29.11.2024: - адвокату Храпунковой Светлане Борисовне (регистрационный номер 76/701) выдано новое удостоверение № 1283 от 29.11.2024 взамен удостоверения № 771 от 30.11.2009,
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения