Июнь – лучшее время для поиска новой работы
Поиск новой работы – это всегда не так просто, как бы хотелось, особенно сейчас, в период турбулентности.
Поиск новой работы – это всегда не так просто, как бы хотелось, особенно сейчас, в период турбулентности. Стоит ли соискателям паниковать и что говорить на собеседовании, чтобы произвести на работодателя благоприятное впечатление? Об этом и многом другом мы поговорили с карьерным консультантом Ангелиной Авдеевой.
– Какова сейчас ситуация на рынке труда? Есть ли повод для паники?
– Ситуация, конечно, не самая лучшая. Безработица растет и будет расти, вместе с ней растет и тревожность. Но и есть положительный момент: сейчас, то есть в начале лета, лучшее время для поиска работы. Это не связано с текущей ситуацией, это традиционное время, когда спадает активность среди кандидатов, соответственно, конкуренция меньше. Поэтому если решили искать новую работу, ищите сейчас – в августе-сентябре это будет сделать гораздо сложнее.
– Что нельзя говорить на собеседовании?
– Соискателям нужно иметь в виду, что фразы вроде «если честно», «честно говоря», могут оттолкнуть работодателя, потому что сразу напрашивается вопрос: «А что, раньше было нечестно?» Кроме того, соискатели очень часто вешают на себя бирки, мол, у меня плохо с креативностью, я не лучший руководитель и тому подобное. Это тоже отталкивает. Ещё один момент – это отрицание, то есть, когда человек говорит: «Вы знаете, я не имею этого делать и не хочу». Это серьёзная ошибка, потому что любому работодателю хочется видеть в своей команде человека с проактивной позицией, который готов учиться и расти вместе с компанией. В этом случае лучше подбирать какие-то более мягкие формулировки. Например: «Я это пробовал, у меня тогда не получилось, но я готов попробовать ещё раз». Такая фраза не испортит впечатления о вас.
– Ещё довольно часто на карьерных консультациях отучают говорить «мы». Почему?
– Да, всё верно. Дело в том, что, слишком часто говоря «мы», ты обесцениваешь свой профессиональный результат. Да, конечно, большинство из нас работает в команде, но без тебя эта команда была бы другой и работала совсем по-другому. Поэтому результат работы команды – это твой результат. Это не хвастовство, это адекватная оценка своей профессиональной значимости. И потом всегда можно разделить, что, мол, вот здесь мы с командой сработали, а вот здесь я. Это нормальный здравый подход.
– Есть, наверное, и обратная проблема, когда соискатель слишком высоко себя оценивает?
– Безусловно. Иногда на собеседовании создается впечатление, что человек, претендующий на рядовую должность, пришёл устраиваться топ-менеджером. Настолько много у него претензий. Или человек, к примеру, торговаться начинает, набивает себе цену, дескать, у меня вообще-то миллион предложений, ну давайте и вы что-то предложите, а я послушаю. Или человек так красиво рассказывает о своих многочисленных достижениях, а когда пытаешься что-то уточнить, то выясняется, что это пустые слова.
– Выходит, что рассказ о достижениях – отдельный навык соискателя. А на чем должен базироваться этот рассказ?
– Это точно отдельный навык, очень важный, который перед собеседованием обязательно нужно наработать. По своему личному опыту могу сказать, что люди в целом очень плохо рассказывают о своих достижениях. Базироваться этот рассказ должен на реальных кейсах. Например, я внедрил такой-то проект, и эффективность компании выросла на столько-то процентов. И тогда всё понятно.
– А профессионально ли для специалиста по HR «включать» личное отношение к соискателю?
– Конечно, ничего личного не должно быть. И, кстати, специалисты по HR почти всегда очень лояльно настроены, потому что у них большой опыт проведения собеседований с разными людьми и присутствует некая насмотренность. Но все мы люди. Я, например, человек с проактивной позицией, легко вовлекаемый в работу, мне всё интересно. Конечно, мне более близки люди с похожей энергетикой. Но это не значит, что я как рекрутер откажу человеку с другим темпераментом. Это будет просто непрофессионально. Мне важно понимать, что человек обладает нужными знаниями и релевантным опытом и что он адекватно реагирует на те или иные профессиональные ситуации.
– Говорят, что последняя тенденция в рекрутменте – обращать большее внимание на soft skills, нежели на hard skills…
– Да, это правда, особенно в зарубежных компаниях. Дело в том, что никто не хочет работать с токсичными людьми – все хотят видеть комфортного человека, который легко вольётся в команду. У работодателя всегда есть возможность подтянуть hard skillsсотрудника – отправить его на курсы, дать ментора, временного наставника, составить для него план адаптации. Вариантов множество. Но это гораздо лучше и проще, чем ситуация, когда в компанию придёт суперпрофессионал, но при этом вредный сплетник и скандалист, разлагающий коллектив.
– Как быть сотруднику, который оказался между двумя начальниками, конфликтующими друг с другом?
– Это сложная ситуация. Точно не надо стремиться угодить обоим одновременно. По возможности их стоит собрать вместе и объяснить, что вы как исполнитель не можете брать на себя противоречащие друг другу задачи и вообще находиться между двух огней. Вообще я всегда за открытый диалог. Ничего лучше в коммуникации пока не придумали.
– То есть в наш век диджитализации людей простое человеческое общение ещё важно?
– Я считаю, что оно всегда будет важно. Любой профессиональный успех строится на связях, общении, нетворкинге. Гибкость, поиск компромиссов и в целом навыки антикризисной коммуникации – это очень большой плюс для любого соискателя.
– Будет ли в дальнейшем развиваться формат удалённой работы, который для нас открыла пандемия?
– Думаю, что да. Многие сотрудники и работодатели поняли, что это удобно, менее затратно и так далее. Поэтому удалёнка определённо останется. Многие компании после пандемии перешли на гибридный формат работы, когда сотрудник в определённые дни работает из офиса, а в другие – из дома. Это сейчас тоже распространено. Кроме того, не нужно забывать и про слэш-карьеру.
– А что такое слэш-карьера?
– Это когда человек развивает несколько профессиональных направлений, работая в разных проектах параллельно. Например, я работаю директором по персоналу в одной из компаний и одновременно с этим занимаюсь карьерным консультированием, профориентацией и помогаю новичкам в HR. Конечно, это смежные виды деятельности, но они всё равно разные. Или, например, какой-нибудь экономист отучился на копирайтера и стал по вечерам писать интересные для него статьи и благодаря этому обрёл творческую профессию, отвлекающую его от рутины.
– При этом вернуться с удалёнки в офис довольно трудно психологически…
– Конечно. Многие люди увольнялись, потому что поняли, что не готовы возвращаться к офлайн-формату работы. Таких историй очень много. Люди прекрасно понимают, что они могут уйти, например, из госсектора в более маленькую российскую компанию или в зарубежную, где удалёнка возможна и давно налажена. И работодатель, который нацелен на развитие, конечно, будет смотреть в эту же сторону. Потому что это удобно для всех.
– Но есть люди, не подходящие для удалённой работы, ведь это требует самоорганизации…
– Да, таких немало. И в этом случае стоит себе честно признаться, что ты не можешь самостоятельно организовать свой день и тебе проще каждый день ходить на работу. Вот и всё. Но на самом деле, я не вижу большой проблемы в том, чтобы научиться организовывать себя. Это просто режим, нужно его для себя определить и соблюдать. Многое зависит и от руководителя. Если ты не можешь организовать сотрудника на удалёнке, либо реши проблему, либо расставайся с сотрудником.
– Какие ещё тренды на кадровом рынке существуют в настоящее время, кроме удалёнки?
– Мне близок тренд планирования кадрового развития компании на базе аналитики. Сейчас много автоматизированных систем, которые помогают рекрутерам собрать аналитику, и это очень здорово и помогает в работе. Ещё один тренд – обучение сотрудников, компании заинтересованы в развитии своих сотрудников, и это приятно видеть.
– Каков он – сотрудник мечты любого работодателя?
– Энергичный, вовлечённый, этичный по отношению к коллегам, стремящийся к росту вместе с компанией, в которой работает. Мне бы очень хотелось, чтобы таких людей было больше. Именно они меняют мир.
Последние новости
Ноябрь: месяц осведомленности о раке легких
Врач из Ярославля делится важной информацией о раке легких.
Неделя профилактики ВИЧ-инфекции в России
С 25 ноября по 1 декабря пройдет неделя, посвященная борьбе с ВИЧ и СПИДом.
Профилактика ВИЧ-инфекции в Ярославской области
Специалисты делятся актуальной информацией о состоянии эпидемии и мерах по её предотвращению.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований