Юность адмирала
Как рос и чему учился Федор Ушаков — выясняем с его биографом Владимиром Овчинниковым 277 лет назад, 24 февраля 1745 года, на рыбинской земле родился Федор Ушаков, прославленный адмирал, флотоводец Екатерининской эпохи.
Как рос и чему учился Федор Ушаков — выясняем с его биографом Владимиром Овчинниковым
277 лет назад, 24 февраля 1745 года, на рыбинской земле родился Федор Ушаков, прославленный адмирал, флотоводец Екатерининской эпохи.
Как рос и мужал будущий мореплаватель? Ищем ответ в диссертации рыбинца Владимира Овчинникова «Адмирал Ф.Ф. Ушаков: влияние деятельности на строительство отечественного флота и развитие военно-морского искусства (2я пол.18-нач.19вв)». Именно Овчинников доказал рыбинское происхождение Федора Ушакова, установил его место и дату рождения.
Личность Ушакова формировалась в два этапа, считает исследователь: детство до поступления на учебу (1745-61 годы) и обучение в Морском шляхетном кадетском корпусе (1761-66 годы).
Семья и детствоПредки Ушакова «служили российскому престолу и были жалованы вотчинами. Так Дмитрий Калиныч Ушаков в XVII веке по разряду был написан в дворянских списках, за ним значились поместья в Романовском уезде, в сельце Бурнаково с деревнями». В конце XVII века Бурнаково по наследству досталось сыну Дмитрия Калиныча, затем – его внуку, Игнатию Васильевичу. Последний был «определен к соляным сборам».
К тому времени род Ушаковых обеднел. В документах потомков, происходящих из этого рода, называли — «не от славных боляр», то есть малоземельные и небогатые дворяне, поясняет Овчинников. Отец Ушакова – Федор Игнатьевич (и его братья Сила и Иван) в 1727 году был определен мушкетером в лейб-гвардию Преображенского полка. Для мелкопоместного дворянина такая служба считалась привилегией, так как по указу Петра I в гвардию определяли только знатных недорослей. В 1747 году Федор оставляет службу и возвращается в родовое имение, чтобы воспитывать детей.
Сегодня доказано, что адмирал Ушаков родился на рыбинской земле. Однако до конца XX века вопрос даты и места его рождения не был изучен. Считалось, что его родина – Темниковский уезд Тамбовской губернии. В архивах Владимир Овчинников выявил метрическую книгу церкви Богоявления-на-Острову Романовского уезда Ярославской губернии, где обнаружил запись о рождении Ф.Ф. Ушакова 13 февраля (по нов. ст. – 24 февраля) 1745 года в сельце Бурнаково.
Спорили и о том, как выглядел адмирал. В советских фильмах Ушакова представляли могучим, практически былинным богатырем. Считалось, что в юности он ходил на медведя, гнул на шее лом и сгибал пальцами медные монеты. Однако в 2010 году скелет Ушакова исследовали. Оказалось, он был невысок, не выше 169 см, широкоплеч, тонкого телосложения, со слабым развитием мускулатуры. С детства имел заболевание опорно-двигательного аппарата (частичный некроз головки правой бедренной кости). Скорее всего, Ушаков всю жизнь хромал.
Рос будущий адмирал в традиционной большой семье, в окружении любящих родных. В семейный круг входили дед Игнатий Васильевич с бабкой Прасковьей Ивановной, дядя Сила Игнатьевич с семьей, отец Федор Игнатьевич с матерью Прасковьей Никитичной, родные и двоюродные братья и сестры.
Как и любого дворянского мальчика тех лет, Федю Ушакова ждало домашнее обучение. Автор диссертации предполагает, что будущий адмирал овладевал грамотой, основами математики, географии и священной истории, изучал священную историю (катехизис) и Закон Божий. «Режим обучения и отношение учителей к обучаемым были достаточно строгими, с частыми наказаниями, в том числе и телесными», — пишет Овчинников.
В 14 лет Ушакова отослали в столицу – на смотр дворянских детей. Недорослей следовало показать, дабы «не остались без укомплектования дворянством полки лейб-гвардии, сухопутный, морской, артиллерийский и инженерный корпусы и армейские полки». Тех, кто не являлся на смотр, ждало наказание: «за утайку лет и необучение наукам надлежало навечно списать в матросы и солдаты». Юный Федор показался в герольдмейстерской конторе, после чего его отправили домой для продолжения учебы.
Дети провинциального дворянства обучались, как правило, при монастырях и храмах. Овчинников предполагает, что воспитание Федора Ушакова происходило в Богоявленском островском монастыре, в трех верстах от Бурнакова. Его готовили к поступлению в военно-учебное заведение.
УчебаВ 16 лет Ушаков поступил в Морской шляхетный кадетский корпус. В тот момент здесь преподавали известные педагоги. Геодезист капитан Андрей Красильников точно определил координаты многих мест в Сибири. Математик Николай Курганов издал «Универсальную арифметику» и первый учебник геометрии на русском. Путешественник Михаил Гвоздев управлял первым европейским судном, достигшим Аляски.
По штату в Корпусе обучали 360 кадет и гардемарин и 30 геодезистов, разделив их на 3 класса. Первоклассники изучали высшие «морские науки» и назывались гардемаринами. Во 2 классе проходили навигацию, в 3 классе — тригонометрию. Активно изучали точные дисциплины: арифметику, геометрию, астрономию. Преподавали географию, историю, артиллерию, фортификацию и корабельную архитектуру. Основу физвоспитания составляли танцы и фехтование.
В то же время, в школе была тяжелая атмосфера: процветали зубрежка, муштра и физические наказания, отмечает Овчинников. Один выпускник тех лет воспоминал: в Корпусе существовал обычай, когда новичка заставляли драться со старшим кадетом и бить внизу лежащего до тех пор, пока тот не скажет: «Покорен».
обучение гардемаринов
«Ушаков не встретил в Корпусе ничего, что смягчило бы его наклонности и привычки. Это была почти бурса. Там трудно было не усвоить суровое обращение, грубые привычки. Каждый юноша во внеклассное время был предоставлен своему произволу. Мышцы были в постоянном упражнении для водворения прав сильного над слабым». Так описал нравы Корпуса первый биограф Ушакова Ростислав Скаловский.
Новый директор Корпуса контр-адмирал Федор Милославский отмечал плохое материальное обеспечение учебного заведения, неудовлетворительное состояние внутреннего порядка и учебного процесса: «… кадеты ходят без мундиров, не обучаются языкам иностранным, слушают навигацию по писанной книге бригадира Фарварсона, которая очень неполна и без доказательств, и не имеют даже надлежащего над ними надзора».
Все изменилось, когда на престол в 1762 году взошла Екатерина II. Она резко изменила вектор государственной политики, сделав ставку на флот, на возрождение российской морской силы. Она мечтала заложить флот «не только равносильный флотам бассейна Балтийского моря, прежде всего шведскому и датскому, но и превосходящий их».
Императрица лично наблюдала за обучением морских офицеров, ее волновало, из кого будет составлен офицерский корпус. Она говорила: «флотская служба знатна и хороша, но на супротив того столь же трудна и опасна, поэтому Нашу Монаршую милость и попечение заслуживает».
В Морском корпусе вновь сменилось начальство. Директором стал капитан 2 ранга Иван Голенищев-Кутузов, обстановка в корпусе резко изменилась. Историк российского флота Феодосий Веселаго отмечал: «Все в корпусе приняло другой вид. Вместо прежней медленности и робких отдельных распоряжений приняты быстрые решительные меры».
Главным инспектором над классами стал писатель и общественник Григорий Полетика, один из образованнейших людей того времени. От групповой учебы в Корпусе перешли к классно-урочной. Расписание стало более удобным. Точные дисциплины и иностранные языки преподавались утром, а легкие «словесные» — вечером.
Вместе с тем, учебная программа усложнилась, максимально приблизилась к университетской. Но все теоретические предметы были тесно связаны с практикой. Арифметика и геометрия помогали вычислять место корабля, прокладывать его курс, помогали изучать фортификацию, высчитывать наводку орудий, определять углы прицеливания. Тригонометрия помогала строить чертежи береговых укреплений.
Педагоги начали использовать все новейшие достижения науки и техники. Как раз в те годы русские ученые ставили и разрешали важнейшие проблемы развития мореходства. Вышли труды Михаила Ломоносова «Рассуждения о большой точности морского пути» и «Краткое описание разных путешествий по северным морям и оказание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Перевели книги математика Леонарда Эйлера «Морская наука», «Физическое исследование о причинах приливов и отливов», «Теория движения луны», «Полное умозрение строения и вождения кораблей».
На будущие взгляды Ушакова значительно повлиял труд математика Павла Госта, который перевел сам директор Корпуса Голенищев-Кутузов. Книга французского профессора «Искусство военных флотов» — классическое исследование по морской тактике конца XVII века, его изучал еще Петр I. В основе труда — рассуждения о выгоде наветренного или подветренного положения флота, советы, когда вступать в бой, а когда уклониться от него, рекомендации, как заставить противника принять бой, как окружить. «Боевая деятельность Ушакова дает основание утверждать, что труд Госта был хорошо им усвоен», — поясняет Овчинников.
У кадетов было много практики в Финском заливе и Балтийском море. С 1763 года в море выходит и Федор Ушаков. В 1764 г. на линейном корабле «Евстафий» он ходил от Кронштадта до острова Гогланд, на корабле «Наталия» — от Ревеля до Кронштадта. В 1765 году на фрегате «Ульрика» он вновь ходил от Кронштадта до острова Гогланд. Во время плавания Ушаков нес ходовую вахту под парусами вахтенным командиром, учился определять место корабля, вел шканечные журналы. Его обучали обращению со снастями и правилам использования парусов.
В Корпусе Ушаков сначала стал гардемарином, потом — капралом. Перед выпуском в 1766 году Федор Ушаков был экзаменован «в науках и в поведениях». Его признали одним из лучших — четвертым из 58 воспитанников.
«К моменту производства в офицерский чин Федор Ушаков сформировался как самостоятельная личность, — пишет Владимир Овчинников. — Он имел твердую духовно- нравственную основу, устоявшееся мировоззрение, получил качественное военно-морское образование и определенные практические навыки по будущей специальности».
урок фехтования
Последние новости
Поддержка сельского хозяйства в Ярославле
Федеральные средства помогут развивать местные агропроекты.
Благотворительный марафон «Щедрый Новый год»
Помощь детям, пережившим сиротство, в получении квалифицированной поддержки.
Как сохранить здоровье волос: советы специалистов
Врачи поделились рекомендациями по уходу за волосами и предупреждению их потери.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку