02.05.2022

На базе Демида: базовая кафедра управления проектами в ПАО "Сбербанк"

Кафедры в университете отражают основные учебные и научные направления, по которым работает факультет.

Кафедры в университете отражают основные учебные и научные направления, по которым работает факультет. Сегодня в эту работу могут включаться компании и предприятия региона, создавая у себя структурные подразделения вуза - и тогда речь идёт о базовой кафедре. У Демидовского университета их уже 14, и нам стало интересно, чем живут наши базовые кафедры, какую работу ведут со студентами, на чём делают акцент, и что вообще в своё время замотивировало наших друзей и партнёров решиться на такой шаг. Открывает серию интервью Вадим Евгеньевич Лушин, управляющий Ярославским отделением ПАО Сбербанк.

- Вадим Евгеньевич, для чего была создана базовая кафедра Сбера и Демида?

- Ответ прост – была потребность в поиске новых форматов взаимодействия с вузом. А все для того, чтобы создать в регионе уникальный и в своем роде «бесшовный» профессиональный путь от школьника к востребованному специалисту.

Студенты, приходя к нам на практику или в поиске трудоустройства, не всегда были готовы к тем задачам и форматам работы, которые действуют в нашей организации. Переходя из одной закрытой среды (университет) в другую (финансовая организация), нередко ребята сталкивались с отсутствием важных навыков, необходимых в работе здесь. В свою очередь и у работодателя не было полного понимания, что умеют студенты, а что нет, и как им помочь поскорее адаптироваться и влиться в трудовой процесс.

Эффективным решением этой задачи стало создание базовой кафедры управления проектами в Ярославском отделении ПАО Сбербанк. Теперь студенты без отрыва от учебного процесса погружаются в специфику нашей работы, становясь на выходе готовыми специалистами банковского сектора. Мы, как работодатели, раскрываем потенциал ребят, начиная со второго курса, наделяем всеми необходимыми знаниями и навыками, а университет ведет подготовку высококлассных кадров, у которых трудностей с трудоустройством не будет.

И наша общая с ЯрГУ стратегическая цель – создать все условия для молодых и талантливых выпускников, чтобы они находили возможности для самореализации здесь, в Ярославском регионе, это достигается благодаря новой образовательной площадке.

- Чему можно научиться здесь? Какие преимущества есть у ваших студентов перед остальными?

- Не зря была создана кафедра именно проектного менеджмента. Вся наша жизнь – своего рода проект. Внутри довольно стандартной системы общего образования детей мало учат проектной деятельности, хотя, повторюсь, сегодня она лежит в основе почти всего. Чтобы построить дом, нужен проект, вести паблик или страницу в соцсетях – нужен проект, отметить красиво важный праздник – нужен проект и т.д. Нам важно научить студентов не просто генерировать классные идеи для реализации в своей жизни и в работе, но и создавать проекты их реализации, а значит, почти готовые к запуску продукты. Так, собирая несколько маленьких проектов в одном общем пространстве, нам с ребятами удается создавать новую экономическую реальность: открывать новые рыночные ниши, создавать новые предложения на нашем рынке, услуги и т.д.

Навыки, которые ребята получают здесь – максимально прикладные. Полученные скилы им пригодятся не только здесь, но и за пределами Сбера, какую бы профессию они ни выбрали. На кафедре нам важно, чтобы они отработали методику, прошли все необходимые стадии – от формирования проекта до его запуска и поддержки. Важен и контроль: проверка стадий выполнения, достижения KPI и т.п.

Важным преимуществом является и работа с действующими специалистами рынка. Преподаватели делятся актуальными знаниями, погружают студентов в современную экономическую реальность.

Также ребята могут проходить здесь практику, изучать и другие направления работы, расширять свой профессиональный кругозор. Мы стараемся «растить» молодых увлеченных исследователей, которые ищут возможности для самореализации, подходящие направления работы, наилучшую среду для реализации своего проекта, определяют свой профиль и выстраивают в соответствии с ним карьерные траектории.

- А каковы шансы трудоустроиться в Сбере? Попасть в кадровый резерв?

- Они есть, и их довольно много. Мы присматриваемся к тем, кто выходит за рамки практики, пытается предложить новую идею, подход, способ, задает много вопросов по специфике той или иной профессии или производственного процесса. Таких ребят мы всегда поддерживаем, стараемся вести по этой траектории дальше – к новым вершинам.

Кадровый голод на хороших квалифицированных специалистов в стране по-прежнему есть. И нам удается в рамках кафедры успешно отвечать на этот вызов времени, привлекая ребят, готовых продолжать обучение, осваивать новые профессии, решать задачи разного уровня. Молодые и по-хорошему дерзкие умы сегодня – необходимость компании-лидера. Вместе с тем мы все прекрасно понимаем, что высокие баллы в зачетке – гарант успешности конкретного выпускника в конкретной сфере деятельности. Кафедра позволяет выявлять ребят с потенциалом, возможно, не круглых отличников, но тех, у которых получается решать наши задачи и готовых приложить максимум усилий для поиска этих наиболее эффективных в данное время и при данных обстоятельствах решений. Здесь мы видим, насколько они терпеливы, вовлечены, любопытны и т.д. Такие паттерны (поведенческие шаблоны) и определяют успех как отдельной личности, так и проекта, за который она взялась, а, значит, и за будущее большой кампании, стратегии, цели.

Как только мы замечаем таких ребят, мы стараемся поддерживать их интерес, находим возможности для раскрытия их талантов и, конечно же, для трудоустройства в Сбере.

- Как проявить себя? Что нужно сделать, чтобы тебя заметили?

- Задавать как можно больше вопросов. Правильно заданные вопросы помогут определить вектор мышления студента. Какими категориями он мыслит? Что в результате ему хочется получить для себя, а что он может сам дать организации?

Вопросы также заставляют лишний раз обратить внимание на человека, дают стимул поддержать и помочь, вовлекают в решение какой-либо задачи или проблемы. Активная позиция – всегда выигрышная, особенно над ложной скромностью. Если человек талантлив, но сидит тихо в уголке и ни с кем ничем не делится, вряд ли у него получится реализовать свои идеи и проекты, оставаясь в такой закрытой позиции.

Кроме вопросов, попытайтесь найти возможности дальнейшего сотрудничества и взаимодействия со структурой и ее специалистами в рамках практики, реализации интересного проекта или получения необходимого вам навыка.

И всегда стоит помнить, что мы проходим профессиональный путь – дорогу с определенными этапами. Нельзя, получив диплом, сразу стать тем, кем хочешь. За время практики и первых лет работы ты даже можешь поменять ранее взятое направление, включиться в какой-то другой проект и т.д. И начинать всегда приходится с малого. От тебя зависит только темп, с которым ты двигаешься, и не всегда он должен быть быстрым, где-то необходимо остановиться, переждать грозу или бурю, а где-то, наоборот, сорваться и быстро побежать, чтобы успеть в «первый» или «последний» вагон. Ваше начало – это своего рода тест. Ведь все хотят на старте яркую классную высокооплачиваемую работу, а такой в любой организации 10%, остальное – рутинные ежедневные процессы, без которых реализация тех 10% креативных стратегических крупномасштабных задач будет невозможна. Чтобы прийти к тем задачам и проектам, которые вам нравятся, необходимо выполнить те, что не очень, заложить базу и фундамент, а уж только потом строить дом и окрашивать ставни в ваш любимый цвет.

Карьерный рост приходит именно к тем, кто, пережив стадию желания получения быстрого успеха, переходит в фазу постепенного, поэтапного развития и профессионального роста. Эти кадры легко разглядеть: через какое-то время мы наблюдаем за тем, что, не успев пройти и одной трети пути, человек «сдается» и бросает важные, но рутинные процессы, «затухает» после первой же неудачи, либо набирается терпения, учитывает ошибки, находит возможности для роста и растет.

Мы как раз на нашей кафедре ребят учим распределять свои силы, чтобы их хватило добежать не просто до конца конкретного этапа, а до того самого финиша, к которому они стремятся прийти, и не перегореть.

- Какие ближайшие задачи стоят перед базовой кафедрой?

- Работать в новой парадигме. В условиях глобализации, развития цифровых технологий мало быть хорошим специалистом в каком-то одном конкретном деле. В 21 веке необходимо владеть навыками минимум по трем разным направлениям работы: специалисту банка необходимо, кроме навыков работы с финансами, уметь общаться, выстраивать и налаживать коммуникации, работать на цифровых площадках, владеть инструментами менеджмента, IT и так далее.

Вы не сможете всю жизнь усидеть в своей узкой функциональной нише, как это было раньше. На смену жесткой иерархической системе пришла система распределенного лидерства. Каким бы ни был талантливым и умелым руководитель, его функционал ограничен. Где-то мы сильны, а где-то слабы. Эпоха лидеров-одиночек прошла. Мы работаем в эпоху команд-лидеров, когда 6–12 лучших в своих отраслях топ-специалистов формируют управленческое ядро компании, позволяя ей расти и развиваться по всем направлениям.

Наше время – время альянсов. Сейчас вы не найдете ни одну сильную корпорацию, которая была бы построена в рамках только одной организации и была бы абсолютно закрытой. Классический пример – платформа Android компании   Samsung, на базе которой объединены сотни разных компаний, вместе составляющих уникальную экосистему, которая занимает доминирующее положение на мировом рынке.

Об этом мы не просто говорим с ребятами, мы их этому учим – жизни в этом мире, в этих процессах, парадигмах. С чего начинается сегодняшняя история успеха? С команды. Мы учим находить единомышленников, собирать их, мотивировать, распределять задачи, генерировать проекты и воплощать их. То, что потребует от них не только конкретный работодатель, а мировая экономика.





Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *