Ремонт вариаторов: виды восстановительных работ и их стоимость
Автомобильные компании уже не удивляют автолюбителей наличием автоматических коробок передач в комплектации автомобилей. Одним из видов таких трансмиссий является CVT, или вариатор, который постепенно становится все более популярным, но все еще вызывает определенную недоверчивость. Иногда этот тип коробки передач сравнивают с классической автоматической коробкой передач, однако такое сравнение с технической точки зрения является ошибочным. Основное отличие заключается в принципе работы вариатора, который является многим причиной возникновения проблем при эксплуатации. В этой статье мы рассмотрим стоимость ремонта такой коробки, а также расскажем, как правильно водить автомобиль с CVT, чтобы отложить посещение автосервиса на максимально длительный период.
Как поддерживать вариатор в исправном состоянии: ключевые правила эксплуатации
Принцип работы вариатора можно проиллюстрировать на примере скоростного велосипеда. Если цепь находится на самой маленькой передней звезде и самой большой задней звезде, то крутить педали будет легко, даже на крутой горе. Чтобы задняя звезда совершила один оборот, передняя звезда должна сделать несколько, что обеспечивает максимальную тягу и минимальную скорость.
В противоположной ситуации крутить педали сложнее, но скорость увеличивается, то есть одному обороту передней звезды соответствует несколько оборотов задней звезды. Вариатор, работающий на таком же принципе, использует два конусных шкива вместо звездочек с цепью или ремнем, которые плавно изменяют диаметр вращения, меняя передаточное отношение.
Используя такую конструкцию, необходимо соблюдать некоторые правила при эксплуатации для того, чтобы продлить срок службы коробки и избежать появления поломок:
- Не резко трогаться с ускорением. В таком случае все движущиеся элементы могут плохо смазываться, что увеличит их нагрев и вероятность проскальзывания цепи или ремня по шкивам;
- Не ездить долгое время на максимальной скорости. Даже при условии достаточной смазки, такой режим работы приводит к перегреву подшипников, валов и ремня;
- Не ездить по бездорожью. Передвижение по пересеченной местности дает дополнительную нагрузку на вариатор;
- Не буксировать и не ездить с прицепом. Это еще один фактор дополнительной нагрузки на коробку, приводящий к перегреву. В технической документации к авто указана максимальная масса, которую он может буксировать.
Вариатор чувствителен к механическим повреждениям. Они могут возникать при наезде на препятствия, бордюры или камни. Также нежелательны быстрые смены направления движения — раскачка, особенно если автомобиль застрял на бездорожье или в снегу.
Кроме того, чтобы продлить срок эксплуатации вариатора, необходимо выполнять периодическую диагностику и профилактические меры:
- Прогрев. Во время стоянки все смазочные жидкости стекают в поддон и охлаждаются. Чтобы достичь рабочей температуры и для попадания масла на смазывающие поверхности, рекомендуется прогреть двигатель перед началом езды. Продолжительность прогрева коробки должна быть несколько больше в холодное время года, чем у двигателя.
- Соблюдение правил положений селектора. Переключение в режим автомобиля с задним ходом (R) можно осуществлять только после полного прекращения движения. Режим автомобиля с парковкой (P) предназначен исключительно для стоянки автомобиля. Режим автомобиля в нейтральном положении (N) используется для включения зажигания и для длительных остановок с включенным двигателем, например в пробке. При остановке на светофоре рекомендуется оставить коробку в режиме движения (D), а не переводить ее в нейтральное положение.
- Профилактические осмотры. Перед каждой поездкой желательно проверять уровень смазочной жидкости. Заменять ее необходимо согласно рекомендациям производителя. Важно следить за состоянием радиатора: со временем он забивается пылью, грязью и пыльцой, после чего может не справиться со своими функциями даже при обычной езде, тогда коробка выйдет из строя.
Однако, даже если вы бережно эксплуатируете свое авто и выполняете все рекомендации по техническому обслуживанию, ремонт вариаторов неизбежен. Как и в любом другом узле, где есть вращающиеся или трущиеся детали, подшипники, конусные валы и ремни постепенно изнашиваются. Все меры профилактики направлены только на продление срока службы коробки, но никак не на избежание поломок в целом.
Какие работы входят в ремонт вариатора и какова примерная стоимость данной услуги?
Официальные дилеры при сервисном обслуживании предпочитают замену вышедшего из строя вариатора вместо его ремонта. Тем не менее, после окончания гарантии такая процедура может стоить довольно дорого. Однако сегодня на рынке представлено большое количество оригинальных запасных частей, что позволяет провести качественный ремонт без замены трансмиссии и, соответственно, сэкономить деньги.
Примерная стоимость ремонта вариатора зависит от нескольких факторов, таких как вышедшая из строя деталь и необходимые процедуры для ее замены. Ремонт может включать в себя следующие работы:
- Диагностика неисправности. Для определения серьезности износа или поломки может использоваться косвенные признаки, например, монотонный гул, который может свидетельствовать об износе подшипников. Однако точную причину неисправности можно определить только после комплексной диагностики и осмотра вариатора. Кроме того, поломка может быть следствием неправильной работы какой-либо из систем автомобиля. В некоторых сервисных центрах услуга полной диагностики без демонтажа вариатора может быть предоставлена бесплатно.
- Замена ремня или цепи. Износ ремня может быть связан как с естественной выработкой, так и с перегревом или появлением на валах задиров, которые могут привести к его порыву. Обычно запас хода такой детали приравнивается к сроку службы вариатора, который может варьироваться от 100 000 до 250 000 км. Стоимость ремня ориентировочно составляет 15 000 рублей.
- Замена подшипников. При многократном трении ремня о валы образуется металлическая пыль, которая частично улавливается фильтрами или магнитами. Если не заменить масло вовремя, фильтрующие элементы не справятся, и пыль попадет в подшипники, что ускорит их естественный износ. Цены на эту деталь начинаются от 2500 рублей.
- Промывка и ремонт гидроблока вариатора. Эта система отвечает за синхронное управление конусными шкивами. В некоторых случаях неисправности могут быть связаны с загрязнениями, которые накапливаются в масле, а затем решаются промывкой гидроблока. Долгая езда с грязным маслом может вывести из строя некоторые детали, и их замена потребует расходов на работу и материалы. Примерная стоимость этих работ составляет 10 000 рублей.
- Ремонт блока управления вариатора. ЭБУ, или электронный блок управления, обеспечивает корректную работу КПП в целом. Он принимает сигналы от датчиков, регулирует давление масла, отвечает за самодиагностику и работу вариатора в аварийном режиме. Ремонт ЭБУ может стоить от 8000 рублей.
Это лишь некоторые работы, которые могут быть выполнены в ходе ремонта вариатора. Полный перечень необходимых работ и итоговая стоимость услуги будут известны после диагностики. Обычно стоимость ремонта вариаторов в сервисе составляет около 55 000 рублей, включая стоимость всех запасных частей.
Цена вариируется в зависимости от стоимости запасных частей и работ по их замене, демонтажа и монтажа коробки. Чтобы избежать значительных расходов, лучше обратиться в сервис сразу же после обнаружения первых признаков неисправности. Таким образом можно избежать серьезной поломки или полного выхода из строя КПП и избежать значительных денежных затрат.
* Информация о ценах приведена для ознакомления и актуальна на июль 2020 года. Материал не является публичной офертой.
Фото: freepik.com