«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг

«Растаможка» грузов: от правовой базы и нюансов оформления документов до этапов процедуры и стоимости услуг

Если вы планируете вывезти груз за границу или ввезти что-то из другой страны в Россию, вам придется заниматься таможенным оформлением груза, который также известен как «растаможка». Для успешного прохождения этой процедуры вам необходимо собрать определенный набор документов и оплатить пошлину. Какие документы нужны и как избежать лишних затрат времени и денег в процессе таможенного оформления груза?

На всей территории Таможенного союза, включая Россию, сейчас действуют общие правила таможенного оформления, установленные в соответствии с Таможенным кодексом ТС (ТК ТС). Данный законодательный акт регулирует все вопросы, связанные с юридическими, экономическими и организационными процедурами, связанными с таможней и участниками ВЭД.

Естественно, наряду с ТК ТС, существует еще ряд нормативных актов, что направлено на регулирование вопросов, связанных с таможенным оформлением грузов. Некоторые из них могут давать разъяснения к конкретным положениям ТК ТС. В качестве примеров можно привести такие документы, как:

  • решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 294, утвердившее «Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза»;
  • решение Евразийского межправительственного совета от 12.08.2016 года № 6 «О реализации механизма маркировки отдельных категорий товаров контрольными (идентификационными) знаками» и много других.

Таким образом, при таможенном оформлении необходимо учитывать требования, предъявляемые к данной процедуре законодательством Таможенного союза. Также необходимо быть внимательным к всем сопутствующим нормативным актам, чтобы избежать нарушений и неудобств в процессе ВЭД.

Импорт и экспорт – два главных направления бизнеса, связанного с международной торговлей. Для успешной работы в этой сфере необходимо понимать, какие таможенные процедуры существуют и как они отличаются друг от друга. В соответствии со статьей 202 Таможенного кодекса Таможенного союза, всего насчитывается 17 типов таможенных процедур, однако наиболее часто используются только три из них.

Одна из основных таможенных процедур – это «выпуск для внутреннего потребления». Данная процедура применяется в случае, когда заграничные товары были ввезены на территорию Таможенного союза и далее будут использоваться на этой территории, после уплаты всех необходимых таможенных платежей и налогов. После этого товары переходят в свободное обращение.

Также немаловажной является таможенная процедура экспорта товаров за пределы территории Таможенного союза. Данная процедура предназначена для постоянного нахождения товаров за пределами территории Таможенного союза.

Не менее важной является процедура «таможенного транзита», которая подразумевает, что товары транспортируются под таможенным контролем по территории Таможенного союза, включая территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, но без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Инструкция по «растаможке»

При растаможке груза, нужно придерживаться определенного порядка и соблюдать определенные сроки. Процесс можно разделить на несколько этапов: подготовка документов, уплата платежей и прохождение таможенного контроля. Время на выполнение этапов может быть регламентировано законодательством, в то время как некоторые могут варьироваться. Например:

  • Статьи 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 Кодекса регулируют сроки уплаты налогов и пошлин.
  • Если срок не установлен таможенным законодательством, перевозчик должен совершить таможенные операции в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия, в соответствии со статьей 160 ТК ТС.
  • Согласно статье 196 ТК ТС, решение о допуске товара на территорию ТС должно быть принято в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. Чтобы ускорить этот этап, рекомендуется подготовить все необходимые документы и оформить декларацию как можно быстрее.

Важно! Прежде чем вывести или ввести груз, необходима регистрация как субъекта ВЭД.

Оформление таможенных документов является неотъемлемой частью процесса прохождения таможенных процедур, и те документы, которые нужно подготовить, зависят от многих факторов, таких как тип груза, целей ввоза и конечно, самой таможенной процедуры. Список документации установлен в статьях 183 и 184 Транзитной Кодекс Таможенного Союза.

Общим списком документов, необходимых для подготовки перед таможенными формальностями, являются:

  • Подтверждение полномочий заявителя.
  • Перечень бумаг, подтверждающих факт владения, пользования и распоряжения товаром (внешнеторговый договор со всеми приложениями и спецификациями, паспорт сделки, инвойс, в том числе переведенный на государственный язык территории, на которой расположен таможенный орган, и заверенный печатью).
  • Транспортные документы (накладная СМГС, авианакладная, ТТН, коносамент в случае морских перевозок, документ о страховании груза и т.д.), а также о регистрации транспортного средства, если транспортировка перевозится автомобильным транспортом.
  • Документы, подтверждающие соблюдение законодательства в странах ТС (в части ограничений).
  • Документы на товар (акт загрузки, упаковочные листы, содержащие в том числе сведения об упаковке, весе товара), в том числе подтверждающие его место происхождения (сертификаты, протоколы испытаний и др.), а также подтверждающие факт оплаты.
  • Бумаги, подтверждающие классификационный код товара по ТН ВЭД.
  • Платежные документы, подтверждающие факт уплаты таможенных платежей или право на льготы.
  • Подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров с указанием метода расчета стоимости.
  • Документ, указывающий на соблюдение требований в части валютного контроля.

При выборе формы декларирования написание декларации в письменной форме позволяет подавать как оригиналы, так и заверенные копии документов. В некоторых случаях заполнение электронной декларации не потребует предоставления ни копий, ни оригиналов документов, на основании которых она была заполнена (статья 183 пункт 6).

С целью выпуска товара с территории таможенной точки нужно подготовить следующие документы:

  • Грузовая таможенная декларация: по форме ТД1, если ввозится товар одного наименования, и ТД2, если наименований два или больше. В общем случае документ должен быть подан до момента истечения срока временного хранения товара.
  • Декларация таможенной стоимости по форме ДТС1 или ДТС2.
  • Корректировка таможенной стоимости по форме КТС1 для одного наименования товара и КТС2 — для нескольких.

Если все бумаги оформлены без ошибок, а сборы оплачены, получается утвердительный ответ (добро) от таможни, и это означает, что вы готовы покинуть таможенную точку.

Российский рынок услуг, связанных с таможенным оформлением, стал весьма популярным и востребованным. Однако, для многих предпринимателей список необходимых документов выглядит громоздким и непонятным. Чтобы избежать ошибок и сэкономить свое время, большинство бизнесменов обращаются за помощью к таможенным брокерам.

Таможенные брокеры - это профессионалы, которые хорошо знакомы с таможенным законодательством и помогают провести товар через таможню. Компании, предлагающие услуги таможенного брокеража, сегодня могут предоставлять своим клиентам целый набор услуг. Это как брокерские услуги, связанные с решением вопросов таможенного администрирования и проведением согласования таможенных процедур, так и консультационные услуги, например, юридические консультации в области таможенного законодательства.

Компании-брокеры также могут предложить клиентам экспедиционные услуги, связанные с сопровождением грузов и их таможенным оформлением за границей, транспортные услуги, направленные на перевозку грузов, а также складские услуги, связанные с хранением грузов и их маркировкой. В настоящее время большинство крупных компаний, занимающихся таможенным брокеражем, предоставляют все виды услуг в комплексе. Однако клиенты имеют возможность выбирать наиболее необходимый им этап именно на этапе оформления груза.

Стоимость услуг по выпуску товаров на свободный оборот («растаможке») зависит от множества факторов, что делает невозможным назвать точную цифру. Общий расчет стоимости включает в себя оплату:

- заполнения декларации, чья цена напрямую связана с количеством единиц товара;

- всех необходимых сборов и платежей;

- услуг по хранению груза в таможенном терминале или на складе компании;

- сопровождения документов, требующихся для выезда товаров из таможенной зоны.

Перед обращением к брокеру рекомендуется ознакомиться со средней ценой услуг в нескольких компаниях, чтобы сравнить их. Более дешевые цены, чем у конкурентов, могут быть связаны с использованием серыми брокерами — незаконными схемами, которые предлагают подобные организации. В лучшем случае, работая с этими людьми, вы можете стать соучастником преступления и понести соответствующие риски. Возможно, недорогие компании не намерены нарушать законы, однако, у них может отсутствовать опыт взаимодействия с таможней и необходимых документов, подтверждающих статус брокера. Это особенно важно учитывать при работе со вновь созданными организациями, которые не планируют работать в отрасли на долгосрочной основе.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *