МИТРОПОЛИТ ИОАНН (ВЕНДЛАНД). СХИМНИК ФЕОДОР

В 1990 году в свет вышла небольшая работа митрополита Иоанна (Вендланда) «Князь Феодор», рассказывающая о жизни ярославского святого, благоверного князя Феодора.

В 1990 году в свет вышла небольшая работа митрополита Иоанна (Вендланда) «Князь Феодор», рассказывающая о жизни ярославского святого, благоверного князя Феодора. В своем повествовании о жизни князя владыка Иоанн опирался на разные литературные источники, в том числе и на летописные повествования, и на житийную литературу. Публикуем одну из глав книги.

Редко кому удается умереть с полным сознанием своей близкой кончины, с полной готовностью к ней, так, чтобы можно было проститься с близкими, благословить родных. Даже в Библии, повествующей о жизни и смерти множества людей, такая кончина описывается крайне редко, а по своему мирному характеру спокойной распорядительности и безболезненности принадлежит едва ли не одному библейскому Патриарху Иакову2.

Именно такую редкостную кончину имел и князь Федор.

Как верующий человек, он не мог не заметить, что в области духовной жизни он в состоянии действовать в согласии со своей совестью, тогда как в области княжеской политики ему далеко не всегда удается делать то, что совесть требует. Пусть для блага Руси он признавал ордынскую власть, но все же он вассал и зять хана, отцы которого разоряли русскую землю.

Пусть для единства Руси надо поддерживать старшего князя, но, поддерживая его, старшего только по ханскому ярлыку, а не по древней русской традиции, он проливал русскую кровь. Постоянный и вынужденный компромисс между вечной правдой и временной политикой не мог не смущать его совесть. Кроме того, ежедневные суды и другие административные действия князя не могли пройти без греха. Он чувствовал необходимость очистить себя от всей этой неправды покаянием и отрешением от мирских дел.

Но в то же время, и в силу тех же самых религиозных убеждений, он осознавал, что он – князь и является князем не без воли Божией, и что мирская власть дана ему свыше, как деятельность государственной пользы. А поэтому уйти со своего поста он не имел права до тех пор, пока еще есть в нем силы. Болезнь и близость смерти могли ему это позволить. И вот, через какой-то год после того, как Федор бился под Смоленском, физические силы покинули его.

В пятницу 18 сентября 1299 года, в необычное время, в 3 часа дня, граждане Ярославля были привлечены звоном всех колоколов, идущим от Успенского Собора княжьего двора3. (Это там, где теперь находится так называемая “Стрелка” – возвышенность над р. Которослью при ее впадении в Волгу). Все население поспешило на княжий двор. “Стечеся весь град от мала возраста и до велика, мужеск пол и женеск и до сосущих младенцев”.

Больного князя положили на носилки и понесли “через весь град в монастырь Святаго Спаса”. Тогда это расстояние, теперь кажущееся небольшим, от Стрелки до музея в Спасо-Преображенском монастыре, составляло диаметр всего города! Скорбь о болезни князя Федора и от предчувствия его скорой кончины была всенародной. “Бысть плач неутешным, ови убивахуся на землю, а инии о мост градный и не бе слышати гласа поющих от вопля и кричания людского”.

Князя принесли в монастырь и положили его в притворе церковном. Трогательная подробность: не в середине храма и не на особо важное место, куда ярославский князь приходил с почетом всю жизнь, а только в притвор церковный принесен смирившийся князь. Тут встретил его игумен монастыря и, “припад” к нему, стал задавать вопросы обычные, положенные уставом перед началом пострижения монашеского.

Здесь необходимо дать некоторые пояснения.

От желающего принять монашество требуется произнесение и исполнение трех обетов: обета послушания, обета целомудрия и обета нестяжания. При том предполагается, что он будет проводить жизнь постническую и молитвенную, обычно совместно с братией монастыря или особо, как ему будет сказано, и в полном послушании игумену. Характерной стороной обряда является то, что принимающий монашество сам подает игумену ножницы (в знак добровольности), а тот остригает немного его волос (в знак отвержения самоволия).

В совершенное монашество, которое есть по церковной терминологии “великий ангельский образ”, или “схима”, ведут две подготовительные ступени: первая, меньшая, – рясофор, принявший ее называется “новоначальный”, и вторая, большая, называемая “малый ангельский образ”, или “мантия”. Впрочем, обе эти ступени необязательны. В древности пожилых людей обычно сразу постригали в схиму.

Именно эту степень монашества, схиму, или “великий ангельский образ”, принял в монастыре князь Федор. Я прихожу к этому заключению, так как оно в точности соответствует тексту жития. Пострижение все же несколько отличалось от обычного, как будет видно из дальнейшего. Вернусь к изложению.

Игумен задал князю Федору вопросы. Ответ на них содержал вышеуказанные обеты. Отвечая на вопрос об искренности желания вступить в новую жизнь, Федор произнес больше, чем требует устав. Он сказал: “Рад со всею душею, Владыко и Творче мой, работати хощу в житии сем!” Он был готов к монашеству не на один день, искренно соглашался подвизаться в нем и долго, если  Бог продлит жизнь его.

Казалось бы, после того как были даны обеты, можно было приступить и к пострижению. Но священнодействие прервалось. Должно быть, по просьбе князя и с согласия игумена Федора вынесли из притвора на двор Спасо-Преображенского монастыря. Сентябрьский день в это время уже склонился к вечеру, и освободились люди, занятые работой. Произошло личное прощание каждого ярославца с князем – искреннее взаимное прощение обид: “И потом вынес его игумен на прощание на двор, и пребысть ту день той; и исповедаяся перед всеми, еже согрешил к кому, или нелюбие подержа на кого, и кто к нему согреши и враждова нань, всех благослови, и прости, и во всем винна себе сотвори перед Богом и человеки”.

Наконец, Федор призвал к себе Анну и сыновей своих Давида и Константина. Он наставил их жить в мире и взаимной любви. “Дети мои, – заключил он, –  аще  кто соблюдает в вас слово мое, милость Божия и благословение мое будет на нем”.

Между тем миновал вечер, и наступила глубокая ночь.Федор заметно ослабел. Со двора его внесли в помещение рядом с храмом. Здесь он попросил игумена и братию совершить пострижение в схиму.

Среди верующих существует мнение, что “мантия покрывает все”, то есть изглаживает все прежде бывшие грехи, и что монашество есть особое таинство церковное. Соответствует ли это церковному учению? Голос Церкви, отвечающий на этот вопрос, слышен в том уставном поучении, которое говорит игумен постригаемому. Да, – слышим мы из этого поучения. Монашество изглаживает прежние грехи и, хотя не называется таинством, имеет могучую силу, приравниваемую к силе таинства крещения.

В полной мере это относится к схиме. Вот что говорит игумен схимнику: “Оле новаго звания! Оле дара тайны! Второе крещение приемлеши днесь, брате, богатыми человеколюбца Бога даровании, и от всех грехов своих очищаешися, и сын света бывавши; и Сам Христос  Бог наш радуется со святыми Своими Ангелы о покаянии твоем”. Федор принял схиму, все обязанности, связанные с нею, и все великие обещания, подаваемые ею “с великою верою и желанием духовным и любовию сердечною”.

Между тем перевалило за полночь, наступило 19 сентября 1299 года. Схимник, теперь можно уже назвать его по-славянски Феодор, попросил, чтобы его оставили одного, вместе с игуменом и монахами. Вероятно, никто в монастыре не смыкал глаз в ту ночь. Около двух часов ночи “начаша клепати утренюю”. Напутствованный Феодор лежал на своем монашеском ложе безмолвно. “Начинающим же им третью славу псалтири”, т. е. еще близко к началу богослужения, он осенил себя крестным знамением и умер.

И тотчас “начаша звонить во все колокола, и снидеся народа множество бесчисленное”. Благолепен был вид схимника в гробу. Житие повествует: “Чюдно бе зрети блаженного на одре лежаща, не яко умерша, но яко жива суща: светляшеся лице его яко солнечным лучам подобится, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце”. По совершении погребальных молитв гроб с телом Феодора был поставлен в Преображенском Соборе монастыря, но не был закрыт. В этот гроб впоследствии положили и тела сыновей его Давида (1321) и Константина (год смерти его неизвестен).

5 марта 1463 года были в Ярославле обретены мощи святого князя Федора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: “Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Федор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе”. Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников, что вошла в иконописные подлинники.

Русский народ сложил о святом князе духовные песни, которые на протяжении столетий распевали “калики перехожие”. В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его заботы о строительстве и украшении храмов.

Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов Руси и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Пресс-служба Ярославской епархии

Последние новости

Рыбинская городская прокуратура по поручению прокуратуры Ярославской области организовала проверку по материалам средств массовой информации о причинении вреда здоровью подростка

Рыбинская городская прокуратура по поручению прокуратуры Ярославской области организовала проверку по материалам средств массовой информации о причинении вреда здоровью подростка в Рыбинске.

В рамках работы по правовому просвещению заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального  законодательства прокуратуры Ярославской области Ольга Гарина про

В рамках работы по правовому просвещению заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального  законодательства прокуратуры Ярославской области Ольга Гарина провела лекцию для студентов Ярославского ф

Ярославские росгвардейцы помогли водителю, пострадавшему в ДТП

YarNews.net фото: Управление Росгвардии по Ярославской области Об этом сообщили в пресс-службе регионального управления ведомства.

Герои‑невидимки: 10 мест, где вы сталкиваетесь со стойками СОН ежедневно

Железобетонные стойки СОН окружают нас повсюду — даже если мы не знаем, что это они

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру во Владикавказе на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *