Поэзия школьных дней. Ярославский учитель – о современных школьниках, родителях и литературной студии для учеников
Рассказ о любимом учителе – это всегда очень теплая, душевная история. Даже если он строг, ироничен, требователен.
Рассказ о любимом учителе – это всегда очень теплая, душевная история. Даже если он строг, ироничен, требователен. А если учитель – молодой и веселый и учит не только орфографии и пунктуации, но и писать хорошие стихи? Тогда и рассказ о нем получается такой же – добрый, веселый, поэтический. Нам повезло: накануне Дня учителя удалось познакомиться с Алексеем Бутусовым, преподавателем русского языка и литературы Красноткацкой средней школы Ярославского района.
– Алексей Владимирович, вы очень органично смотритесь вместе со своими учениками – и на уроках, и на экскурсиях по здешним красивейшим местам, и на занятиях вашей литературной студии. Вы сами здесь выросли?
– Да, я тоже местный уроженец. На днях мы с пятиклассниками ездили на экскурсию в музей «Карабиха» и прошли мимо дома, где я провел двадцать пять лет своей жизни.
Губернатор поздравил учителей с наступающим профессиональным праздником «Вот в этом доме я жил» – показываю ребятам на двухэтажный усадебный дом, тот, что напротив «Музея Деда Мазая». «В смы-ы-ысле? – слышу в ответ. – Да вы шутите!».Паспорта с собой не оказалось, чтобы предъявить строгим пятиклассникам доказательства. А ведь там черным по белому написан первый адрес – «Карабиха, музей Некрасова».
Усадебное детство! Двор, где играли с соседскими мальчишками – усадьба. Шумят березы Верхнего парка. Лазаем по развалинам оранжереи князей Голицыных. Играем в прятки в усадебном Нижнем парке, где журчит водопад Гремиха, весной заливаются соловьи, а осенью шелестят кленовые листья. Учился в Карабихской школе, построенной в 1894 году на средства брата поэта Федора Некрасова. Словом, поэтическая атмосфера была повсюду. Правы те, кто говорит, что в Карабихе каждая тропка, каждое деревце дышит художественным словом. Безусловно, это тоже стало причиной того, что я выбрал филологический путь. Потом учился в Ярославском педагогическом колледже и затем, уже заочно, работая в школе, – в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
– Вы давно работаете в школе?
– В этом году было мое одиннадцатое первое сентября в Красноткацкой школе. Первая «десятилетка» пролетела стремительно. И с каждым годом это движение ускоряется. За эти 10 лет мне посчастливилось работать учителем не только русского языка и литературы, но еще и изобразительного искусства и технологии в начальной школе. Учился шить и даже вязать крючком вместе с детьми.
– Вы учите детей разного возраста, общаетесь с ними, развиваете их творческие способности – и потому очень интересно узнать: какие они, современные школьники? Чем их можно заинтересовать, увлечь, чтобы они не только читали, но и сами захотели писать?
– Сейчас я работаю с детьми разного возраста. На внеурочные занятия приходят дети начиная со 2 – 3-го класса. Покоряет их непосредственность, открытость миру, желание прикоснуться к прекрасному и создавать красоту самим. Могу сказать с уверенностью, что с ними можно свернуть горы! С малышами на занятиях литературной студии мы создаем порой очень интересные проекты. Например, самый настоящий литературный дневник школьника, на каждой страничке которого стихотворения, фотографии поэтов и творческие задания для владельца дневника. Или, например, литературный настенный календарь. В прошлом году мы с третьеклассниками стали победителями в районном конкурсе проектов «УМКА», где представляли игру «Литературное домино». А нынче пришли ко мне на русский язык и литературу замечательные, увлеченные пятиклассники. С ними мы уже сделали – всего за один урок! – групповой проект – книгу «Малые жанры фольклора».
– Со старшими подростками вы тоже занимаетесь?
– С учащимися 7 – 9-х класса в чем-то еще интереснее, в чем-то сложнее. Кто-то надевает подростковую маску цинизма. Есть очень сильные ученики, победители олимпиад на районном уровне. Уроки-дискуссии с ними протекают невероятно увлекательно. Иногда, готовясь к уроку, сам не додумаешься до истин, которые откроешь в диалоге с ними.
– Есть разница между детьми из сел и больших городов?
– Помню, еще студентом-пятикурсником однажды давал урок детям-москвичам. У меня был тогда культурный шок, когда я задал вопрос: «В каких городах вы были?» – и девочка лет одиннадцати стала перечислять: «Париж, Лондон, Ницца…» – как само собой разумеющееся. Наверное, дети из сельских школ менее искушенные, они в большей степени готовы радоваться мелочам жизни, умеют видеть необычное в обычном. Хотя в последние пять – десять лет граница между сельскими и городскими детьми все больше стирается. У всех есть интернет, все в той или иной степени подвержены влиянию современных массовых стереотипов. Да и наши Красные Ткачи все больше и больше, на мой взгляд, сливаются с городом, стираются различия, нюансы – в этом и преимущество, и недостаток урбанизации.
– Понятно… А в чем, на ваш взгляд, основное отличие поколения ваших ровесников тех времен, когда вы учились в школе, от современных подростков?
– «Публика осталась все та же», – сказал бы Воланд из «Мастера и Маргариты». Конечно, в чем-то дети изменились. Они стали более продвинуты в техническом отношении. Все организационные моменты мы с учениками теперь решаем через переписку в соцсети, а порой – анализируем там домашние работы, обсуждаем, кто что не понимает. Это невероятно облегчает работу учителя. То, на что прежде приходилось тратить 10 – 15 минут от урока, теперь успешно происходит «за кадром». И детям это большая опора и поддержка.
Для нас, поколения 90-х, книга еще оставалась явлением уникальным и неповторимым. Мы легче «вживались» в текст. Сейчас многим детям трудно читать и понимать прочитанное: привыкли к информации другого типа. Но тем больше радости испытывает учитель, когда ему удается воспитать хороших читателей из таких «мультимедийных» школьников.
– Алексей Владимирович, а с современными родителями получается находить общий язык?
Учитель из Ярославской области вошла в число 15 лучших педагогов страны – Очень важно сделать родителей «своими людьми». На самом деле и у родителей, и у учителей цель общая – ребенок, его образование и воспитание, его счастье. Сразу скажу: чаще всего родители радуют.Мой принцип – максимальная открытость родителям в сочетании с разумной, тактичной требовательностью. У них у всех есть мой номер телефона, они также имеют доступ к классным беседам, могут прийти на совершенно любой мой урок без предупреждения – буду только рад.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей литературной студии для учеников.
– Наверное, это самое интересное и самое необычное, что удалось организовать за последние десять лет. Литературная студия «Проба пера» объединяет тех школьников, которые пробуют себя в роли начинающего поэта или писателя. Конечно, далеко не каждый из них свяжет в будущем свою жизнь со словесностью, но могу уверенно сказать, что грамотная связная речь в сочетании с умением видеть в мире прекрасное – точно пойдут на пользу. За нашими плечами – серьезные областные и всероссийские литературные конкурсы, публикации в изданиях Союза российских писателей.
Можно написать отдельную статью про творческие лагеря «Проба пера», которые у нас проходят на каникулах. Прошлым летом мы с ребятами ездили по городам Ярославской области вместе со «Школой вдохновения», рисовали с натуры и писали стихи, рассказы, зарисовки о культурных достопримечательностях. Писать, сидя на поляне на берегу Волги или возле древнего Борисоглебского монастыря – что может быть прекраснее? Результатом таких пленэров стал профессионально изданный «Детский путеводитель по Ярославской области», а еще – два анимационных фильма.
А еще у нас с пятиклассниками был необычный урок по «Кладовой солнца»: в 2017 году мы побывали в селе Усолье Переславского района, где происходит действие в сказке-были. Лично встретились и пообщались с 86-летней Софьей Павловной Корягиной – прототипом «Золотой курочки», а также совершили пеший поход на Блудово болото и увидели, как растет клюква. Такие уроки точно запомнятся детям навсегда.
Под руководством Алексея Бутусова ученики Красноткацкой средней школы издали несколько литературных сборников: «По ступенькам к Парнасу», «Литературная палитра», «Облака вдохновения», «Вдогонку за солнечным зайчиком». Там – трогательные, детские, но при этом зрелые стихи, которые ребята пишут, что называется, открытой душой.
Светлана Парсегова