Докторов обучают роботы. В Ярославле высокотехнологичные тренажеры изменили систему подготовки врачей
Пациент лежит, бледен и недвижим. Девушка в белом халате делает ему искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
Пациент лежит, бледен и недвижим. Девушка в белом халате делает ему искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Наконец, ее усилия увенчались успехом: он открыл глаза, задышал. Но сказать, что ей удалось вернуть его к жизни, нельзя: ведь он как был, так и остался умной машиной.
Тяжело в учении
Еще каких-то двадцать лет назад трубка (стетоскоп) для прослушивания шумов во внутренних органах и тонометр для измерения давления были едва ли не главными инструментами доктора. Сегодня медицина высокотехнологична, и современный врач должен не только все знать о болезнях и лекарствах, но и уметь правильно использовать технически сложное оборудование, широко применяемое в диагностике и лечении больных. А еще он, как часовой на посту, за все в ответе и обязан распознать даже редкое заболевание, оказать помощь в самой нестандартной ситуации, которая вызвана стечением почти невероятных обстоятельств и встречается в одном случае на миллион. Для этого надо стать воистину всезнайкой, но если уж ты дал клятву Гиппократа – держись! Помочь студентам медицинского вуза овладеть практическими навыками врачевания, а работающих докторов – познакомить с новыми передовыми методиками постановки диагноза и лечения пациентов призван действующий на базе ЯГМУ Центр симуляционного обучения и аккредитации специалистов.
– Теоретических знаний недостаточно для того, чтобы специалист мог уверенно работать в критической ситуации. Такие события случаются не каждый день, поэтому мы создаем искусственную среду для формирования и закрепления жизненно важных компетенций. Человек, как это ни печально, учится на своих ошибках. Но ошибки доктора могут создать угрозу здоровью и жизни больного. Наша задача – этого не допустить, – рассказывает руководитель центра, доцент Максим Потапов.
Если в роли испытуемого выступает пациент-робот, психологические проблемы и страх причинить вред больному отходят на второй план. Врач может повторять свои действия раз за разом, пока не выработает их правильный алгоритм и не доведет оказание медицинской помощи до автоматизма.
Вся фишка в том, что его «учебное пособие» – не безмолвный, замерший в одной позе манекен. Робот может бледнеть, синеть, «терять сознание», «приходить в чувство», «истекать кровью», «кричать», когда ему «больно». В общем, создает вполне правдоподобную иллюзию нуждающегося в лечении, тяжело хворающего либо находящегося между жизнью и смертью человека.
Высокореалистичное учебное оборудование было приобретено благодаря целевому финансированию со стороны Минздрава России.
– Из истории нам известно, что Суворов тренировал своих солдат и офицеров перед каждым боем, имитируя реальную битву. В том числе благодаря этому знаменитый русский полководец не проиграл ни одного сражения. Конечно, роботизированный пациент не замещает реальную врачебную практику, но помогает отработать наиболее важные этапы врачебных манипуляций. В целом симуляционные технологии помогают более качественно оказывать медицинскую помощь и более эффективно использовать имеющееся оборудование, – уточняет Максим Петрович.
На специальном тренажере медики учатся брать кровь из вены, проводить пункцию спинного мозга, делать промывание желудка, гастро- и эндоскопию. Приобретенные в процессе обучения практические навыки оказания больному экстренной медицинской помощи повышают профессионализм врача, а в экстренных ситуациях помогут спасти не одну жизнь.
Студенты отрабатывают навыки на тренажерах постоянно, причем пока одна часть группы тренируется, другая через монитор компьютера следит за их работой и оценивает ее, а затем они меняются местами. После сдачи зачета их допускают к практике и реальным больным. Кроме того, на базе ЯГМУ проводится аккредитация в рамках ординатуры и профессиональной переподготовки докторов из трех соседних регионов по шести специальностям: терапия, кардиология, неврология, педиатрия, онкология, семейная медицина. И это далеко не предел.
Роди меня обратно
Встуденческие годы, помню, страшась сложного экзамена, мы говорили в шутку: «Мама, роди меня обратно!», намекая, что проще начать жизнь заново, чем успешно сдать злополучную сессию. Но сегодня «родить обратно» – это вовсе не хохма, а вполне заурядный учебный процесс. В симуляционном центре много учебных, но очень похожих на всамделишные «больничных» помещений: палата интенсивной терапии и реанимации, стоматологический кабинет, зал для отработки навыков по неотложной педиатрии и неонатологии и другие. Есть среди них и родильный зал. В нем младенец действительно может появляться на свет бесконечное количество раз. Высокофункциональный тренажер для сложных акушерских ситуаций позволяет смоделировать сложные ситуации в родах вплоть до наложения щипцов.
– Тренинг на роботах новорожденного и недоношенного ребенка максимально имитирует рабочую обстановку. Он проходит с использованием систем аудио- и видеофиксации. Занятия в такой форме позволяют более эффективно разбирать ошибки и быстрее закреплять правильные алгоритмы профессионального поведения специалистов. В ходе тренинга отрабатываются следующие клинические сценарии: оповещение об осложненных родах, соблюдение требований стерильности в родильных залах и операционной, слаженность командной работы и распределение обязанностей, варианты технических трудностей при реанимации, оценка собственных действий и принятие жизненно важных решений, – объясняет Максим Потапов.
Чем больше будет таких тренировок – тем меньше послеродовых осложнений.
Японский опыт
В конце прошлого года Ярославль посетила делегация онкологов из Страны восходящего солнца. В рамках их визита было подписано соглашение о сотрудничестве с университетом Канадзавы, проведены операции и мастер-классы, а президент университета этого японского города профессор Тору Ито принял участие в открытии нового учебного зала симуляционного центра медицинского университета. В нем установили эндоскопические тренажеры, на которых теперь отрабатываются навыки диагностики брюшной полости.
– На сегодняшний день это один из лучших симуляционных центров России, располагающий всем необходимым оборудованием, на котором наши специалисты смогут повышать уровень своей квалификации, – отметил тогда директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Руслан Саитгареев.
Во время рабочего визита в Ярославль Центр симуляционной подготовки посетил и высоко оценил его работу заместитель министра здравоохранения РФ Сергей Краевой. Неудивительно, что на состоявшемся в этом году представительном Ярославском эндоскопическом симпозиуме, который по традиции проводился с международным участием, особое внимание было уделено образовательным интерактивным тренингам – в том числе и на базе симуляционного центра ЯГМУ.
Сделать робота союзником и помощником доктора нужно прежде всего для того, чтобы он мог оказать помощь любому пациенту, в любой жизненной ситуации.
Фото Анны Соловьевой
Ольга Петрякова