Время определять дальнейшую судьбу. Как и для чего в рыбинских школах организовали инженерные классы
С первого сентября в четырёх рыбинских школах начали работу инженерные классы.
С первого сентября в четырёх рыбинских школах начали работу инженерные классы. В двух школах — в рамках федерального проекта, ещё в двух — по инициативе Союза машиностроителей России. В проекте участвует ПАО «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию Ростеха) совместно с РГАТУ имени Павла Соловьёва. Чего ожидают участники от реализации программы, что ждёт самих школьников — в материале «Черёмухи» из серии «Заводные практики».
Инженерный «десант» в школахИнженерный класс — это новая модель образования. Проект должен помочь школьникам получить дополнительные знания и определиться с направлением будущей технической профессии.
Уже первого сентября в рыбинских школах №№ 23, 12, гимназии №8 и лицее №2 прошли спецуроки. Их провели ведущие специалисты, топ-менеджеры «ОДК — Сатурн».
— Старшие классы сложны не только учебной программой. Это время, когда определяется дальнейшая судьба молодого человека, его профессиональная ориентация, — комментирует заместитель генерального директора — управляющий директор «ОДК — Сатурн» Виктор Поляков. — Я горжусь тем, что я — инженер по образованию, инженер по профессии и работаю в этом направлении уже 47 лет. Очень рад тому, что у нас появились инженерные классы. Профессия востребована сейчас как никогда, она определяет развитие нации.
Рынок авиастроения — один из самых технологичных и наукоёмких. Скорость развития технологий требует от специалистов не просто высокого уровня компетенций, но и умения быстро подстраиваться под изменяющиеся условия.
— «Сатурну» нужны грамотные инженеры. Сейчас мы начинаем работать с 10-классниками, но уже принято решение по формированию инженерных классов, начиная с пятых. Мы готовы вкладываться в этот проект. На базе нашего Учебного центра будем обучать подростков черчению — в школах этот предмет отсутствует или преподаётся в недостаточном объёме, — считает Поляков.
Для того чтобы обучение в инженерном классе проходило максимально эффективно, его нужно оснастить современным оборудованием. Есть договорённость с Кванториумом об использовании их лабораторий для обучения, рассказывают на предприятии.
Инженерные классы создали при поддержке и участии РГАТУ имени Павла Соловьёва. Школьники смогут уже сейчас познакомиться с вузовской системой обучения, воспользоваться университетскими лабораториями для собственных научно-исследовательских работ. Преподаватели вуза готовы работать со школьниками и в рамках факультативных занятий.
— Этот проект крайне важен для Объединённой двигателестроительной корпорации. Мы хотим привить детям любовь к инженерно-техническому творчеству — это интересно, перспективно и востребовано, — говорит руководитель корпоративного университета ОДК Анастасия Сотникова. — Аналогичные классы мы планируем открывать и в других регионах. Подобный проект запустили в Санкт-Петербурге, Самаре, Перми. Инженерные классы позволят сформировать траекторию «заинтересованный ученик — отличный студент — квалифицированный работник».
Анастасия Сотникова Профиль — «инженер»Чаще к окончанию школы подростки осознают склонность к тем или иным предметам и, исходя из этого, выбирают направление для дальнейшего обучения. Наиболее традиционные профили для Рыбинска связаны с изучением естественных, точных, гуманитарных наук. В городе действуют и специализированные кадетские классы.
Инженерный профиль как совместный проект школ, университета и промышленного предприятия — новинка в системе образования города.
— Мы уже вступили в конкурентную борьбу за кадры не на уровне университетов, а на уровне школ. Причём работаем не только с выпускниками. Начиная со средней школы, ориентируем ребят на получение углублённых знаний по техническим дисциплинам. Общество становится всё более технологичным. Будущее компании, отрасли связано с людьми, обладающими развитыми инженерными компетенциями, с теми, кто сможет реализовать свою творческую мысль в железе, — сказал директор по информационным технологиям «ОДК — Сатурн» Евгений Алексеев. — Мы понимаем, что такая работа носит, скорее, стратегический характер. На быстрый эффект рассчитывать не стόит. Те, кто сейчас сидит за партами, через три-четыре десятка лет будут определять работу предприятия, развитие технологий.
Для открытия инженерных классов школы осваивали методические рекомендации Московского авиационного института, разрабатывали программы с учётом своей специфики. Многочисленные совещания и консультации, переговоры с промышленным партнёром и университетом, детальное обсуждение концепции и планов — всё это предваряло старт проекта.
— Мы шли к этому несколько лет, — рассказывает директор школы №12 Юлия Демидова. — Инженерный класс у нас был. Его открыли по инициативе самой школы, он связан с внеурочной деятельностью. Сейчас этот статус закреплён официально, подтверждён документами.
Для поступления в вуз на инженерное направление нужны углублённые знания по физике и математике, но этого недостаточно. Требуется иметь навыки в робототехнике и программировании.
Количество часов по основным предметам не изменяется, но добавляются дополнительные образовательные программы: «Инженер авиадвигателестроительного профиля», «Беспилотные авиационные системы» и прочие. Эти программы будут преподавать как на базе школы, так и в университете. Для учеников инженерных классов запланированы экскурсии на предприятие. Проверить свои знания ребята смогут, приняв участие в профильных олимпиадах и конкурсах.
Виктор Поляков проводит урок Главный инженер «ОДК — Сатурн» Игорь Ильин— Наша задача — передать те компетенции, которыми мы владеем, тем, кто сможет развивать и совершенствовать их, — говорит директор по персоналу «ОДК — Сатурн» Светлана Жукова. — Уже известно, что 2023-й год объявлен годом наставника и педагога, что ещё раз подчёркивает значимость процесса передачи знаний от одного поколения другому.
Основная «фишка» инженерного класса — проектно-исследовательская деятельность. Она индивидуальна и обязательна. При этом тематика таких проектов максимально приближена к условиям конкретного производства. Конечно, школьник не сможет создать турбореактивный двигатель нового поколения, но вполне может попробовать создать программу-эмулятор или разработать макет производственного цеха.
— Обучение в инженерных классах представляет собой начальное погружение в профессию. Мы выбрали для участия в проекте классы, где дети изначально были ориентированы на углублённое изучение технических дисциплин, — комментирует начальник опытно-конструкторского бюро-1 «ОДК — Сатурн» Вячеслав Бушманов. — Своими примерами мы хотим показать школьникам, что совершенно необязательно уезжать из города, чтобы стать успешными и востребованными.
Вячеслав БушмановВ обычном классе с физико-математическим уклоном увеличено количество часов на изучение профильных предметов. В специализированном классе, кроме профильного изучения предметов технической направленности, есть возможность сразу познакомиться с инженерными специальностями и попробовать себя в них. Кроме углубленного изучения математики, физики и информатики, ученики проходят дополнительные курсы, связанные, с программированием, электроникой, 3D-моделированием, изучением свойств различных материалов и соединений. Всё это дает возможность осознанного выбора будущей инженерной специальности. Поступив в технический вуз, ребята уже будут иметь навыки решения инженерных задач.
С перспективами на будущееОдни школьники относятся к проекту с любопытством, переживая, справятся ли с нагрузкой. Другие, напротив, с радостью готовы окунуться в профессию. Среди последних немало тех, кто уже побывал на предприятии и посмотрел, как организовано производство на «Сатурне».
Читайте также: Как на «ОДК — Сатурн» проходит стажировка для школьников— Мне нравятся физика, математика, информатика, привлекает всё, что связано с техникой. Думаю, в будущем связать карьеру именно с «Сатурном». Этим летом я смогла немного поработать на предприятии. И это только укрепило меня во мнении, что выбор относительно инженерного класса сделан правильно, — говорит учащаяся 10-го класса гимназии №8 Анна Тиханова.
По поводу ожидаемых результатов проекта на предприятии говорят, что просчитать их невозможно. Ведь сложно измерить цифрами и представить графиками увлечённость подростков, их мотивацию и планы на будущее. На это влияет множество факторов: от семейных традиций до среды, сложившейся в месте проживания. Но то, что работа не окажется напрасной, моторостроители уверены.
— Сейчас мы формируем облик будущего — предприятия, отрасли, экономики страны в целом. С одной стороны, речь идёт о детях, которым нужно закончить обучение в школе, поступить в вуз и получить образование — на это уйдёт десяток лет . С другой — время скоротечно: если не заниматься планированием сейчас, то будущее станет слишком неопределённым, — рассуждает Светлана Жукова .
Ирина РязановаПоследние новости
Ноябрь: месяц осведомленности о раке легких
Врач из Ярославля делится важной информацией о раке легких.
Неделя профилактики ВИЧ-инфекции в России
С 25 ноября по 1 декабря пройдет неделя, посвященная борьбе с ВИЧ и СПИДом.
Профилактика ВИЧ-инфекции в Ярославской области
Специалисты делятся актуальной информацией о состоянии эпидемии и мерах по её предотвращению.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией