«Мотославль»: о технике с любовью
Гостям показывают двухколесные раритеты: породистых трофейных «немцев», велосипед-солдат с миной,
«Ижи» и «Восходы», «Явы» и «Чезеты» — в Рыбинске начались экскурсии по музею уникальной техники
Гостям показывают двухколесные раритеты: породистых трофейных «немцев», велосипед-солдат с миной, кумачовый мотоцикл к 100-летию Ленина, мопед «как у Электроника» и еще много агрегатов с историей.
— Официально музей еще не открыт, но нам же не терпится, — экскурсовод Анастасия Макарова приглашает войти первую группу посетителей.
На входе нас встречает мопед, который будущий основатель «Мотославля» Александр Путненко приобрел еще подростком. Сдавал металлолом, копил – наконец, мечта сбылась. Врум-врум, и вот он уже мчит на своих «Карпатах». По дороге мопед заглох, так что до дома пришлось тащить его на себе.
Однако любовь к технике не заглохла. Мопед положил начало богатой коллекции уникальной техники. Одних только механических игрушек у Путненко 10 тысяч. Но пока в «Мотославле» для гостей открыт только один зал. Здесь плотно припаркованы велосипеды, мопеды и мотоциклы, отечественные и зарубежные – всего 27 единиц. Зато какие!
Самые раритетные из них помнят еще Вторую мировую. Это немецкая трофейная техника.
На войне даже безобидный, на первый взгляд, велосипед превращался в опасную боевую машину.
— У этого велосипеда есть держатели для винтовки, мины. Он, по всей видимости, повидал многое и побывал в передрягах. Педали у него были утрачены и заново сделаны из ящиков для боеприпасов, – обращает внимание Анастасия на суровый военный кастомайзинг.
В вермахте было много велобригад. Своих железных коней у рейха не хватало, потому во всех странах, которые оккупировала Германия, велосипеды отбирали у населения.
— До сих пор голландцы на матчах с Германией кричат: «Верните наши велосипеды!» – продолжает экскурсовод.
Эхо войны – легкий мотоцикл фирмы DKW, на таком чаще всего ездили разведчики и связисты. Тоже трофейный. Из Берлина до Архангельска он добирался своим ходом.
После 1945 года немецкие заводы, поставлявшие вооружение вермахту, подлежали демонтажу. Техническая документация и оборудование были вывезены союзниками. Из побежденной Германии в Союз были доставлены и немецкие инженеры. Так на советских заводах стали собирать первые копии «немцев» – «Москву» и «Ковровец». «Макаки», как окрестили их в народе, быстро стали самой тиражируемой двухколесной техникой. Их выпускали еще в 16 странах по всему миру.
В советское время цвет мотоцикла, помимо дизайнерских задач, выполнял еще и символическую функцию.
— Красный или бордовый – часто сигнал того, что это юбилейная серия или наградной экземпляр. Красный «Восход» 1970 года – огромная редкость. Таких было произведено всего 100 штук – к столетию Ленина, – говорит экскурсовод. – А вот наградной мотоцикл – красную «Яву» – за особые заслуги получил известный московский оператор Олег Лебедев и всю жизнь дорогой подарок хранил у себя в квартире.
Еще один оригинальный байк – спортивная «Ява». На спирту и без тормозов. Объема бака хватало ровно на четыре круга трассы. Рядом с ним — шина с адскими шипами для гонок на льду. В мировой практике были прецеденты, когда спортсмены погибали, попав под колеса такого зубастого чудовища.
Голубая мечта любого пионера – мопед «Верховина» Львовского мотоциклетного завода. Помните, как гонял на нем Электроник? Сейчас в «Мотославле» разрешают только смотреть на экспонаты. Нельзя вдарить по кикстартеру и в клубах сизого дыма почувствовать тот самый запах от двухтактного мотора, сгоревшего бензина вперемешку с маслом. А жаль. Для многих рожденных в СССР – это такое персональное «назад в детство».
Первые посетители «Мотославля», вволю поностальгировав, делились своими идеями, как сделать экскурсии интересней. Например, включить интерактив: «Дайте нам мотор и ведро с болтами – с удовольствием соберем». Вариант приобщения к гаражному творчеству создатели музея, кажется, уже предусмотрели. В будущем они хотят пригласить гостей в мастерскую «Папин гараж», где и восстанавливается техника с историей.
Последние новости
Профилактика остеопороза: важные инициативы в Ярославле
Медицинские мероприятия направлены на повышение осведомленности о болезни и профилактику переломов.
Путь к исцелению: история Ильи Власова
30-летний Илья Власов делится своим опытом борьбы с болезнью и возвращения к нормальной жизни.
Доплаты для студентов медицинских вузов Ярославской области
Губернатор Ярославской области объявил о новых финансовых стимулах для будущих медиков.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку