Рабочий пикет 98 – вершина протестного движения на Ярославской земле в 90-е годы ХХ столетия
Рабочий пикет-98, состоящий, прежде всего, из тружеников ТМЗ и ЯМЗ, у железной дороги в районе ст.
(Исторический очерк: к 25 – летию со дня образования)
Статья первая
Рабочий пикет-98, состоящий, прежде всего, из тружеников ТМЗ и ЯМЗ, у железной дороги в районе ст. Приволжье (г. Ярославль) гремел на всю страну в течение 2,5 месяцев в 1998 году. Его организаторы, представители разных политических взглядов (коммунисты А. Воробьев и Г. Хохлов, яблочник А. Смородин, руцкист В. Лисютин, комсомолец А. Шеповалов и беспартийный В. Попов) дважды выводили пикетчиков на перекрытие железной дороги с целью заставить руководство области сменить губительную рыночную реформу в регионе и инициировать ее отмену в масштабе государства.
В Ярославской области в 90-е годы ХХ столетия развернулось мощное рабочее движение, без которого вряд ли удалось выйти региону из острого социально-экономического кризиса. В тот период часть рабочих под руководством свободного профсоюза «Солидарность» ОАО «Автодизель» (организатор Л. Афанасьев, рабочий ЯМЗ) требовали банкротства предприятий и взыскание долгов по зарплате через суд. На первых порах, на примере ЯМЗ, когда исковым заявлениям шел счет на десятки, то они через суд удовлетворялись. Когда же тысячи рабочих моторного завода стали подавать исковые заявления, то стала очевидным бессмысленность этой социальной затеи. Администрация ЯМЗ оказалась не в состоянии выплатить задолженность по зарплате даже по суду в силу отсутствия денежных средств на счетах предприятия из-за многомесячных его простоев. Козырь свободного профсоюза «Солидарность», якобы по защите социальных прав тружеников, лопнул как пузырь. Надо отметить, что через 10 лет, выступая на юбилейном митинге по случаю создания «Рабочего пиуета-98», Л. Афанасьев заявил: «Хочу выразить благодарность коммунистам областной партийной организации КПРФ, помогающим нам вести нелегкую борьбу по восстановлению работников уволенных с Ярославского моторного завода которые были просто нагло вышвырнуты только зато, что отстаивали свои законные права. Сегодня у наших работодателей напрочь отсутствует всякая совесть, они работников за людей не считают, относясь к рабочим как к скотине обязанной пахать на них. Они не хозяева, а разорители завода». Он осознал, что под видом перехода к рынку либерал-демократы осуществили переход к бандитскому, дикому, а не к гуманному, типа шведского капитализма.
Коммунисты вместе с Ярославским облсовпрофом под руководством Ю.А. Щеглова предложили иной путь ликвидации задолженности зарплаты трудящимся активным образом воздействовать на руководство области, требуя от него вместо осуществления политики банкротизации разорившихся предприятий, государственную поддержку дизелестроительных предприятий, сельского хозяйства и одновременно смены правящего режима в лице Президента РФ Б.Н. Ельцина. Областная организация КПРФ и профсоюзы пришли к единому мнению в осуществлении этой задачи: опереться на заводские и фабричные стачкомы трудовых коллективов. Без них акции протеста выглядели бы волеизъявлением уличной толпы. При морально-политической поддержке Областной организации КПРФ и облслвпрофа были созданы стачкомы на ряде крупных предприятий региона: Ярославский моторный завод — заместитель председателя стачкома А.И. Смородин, Ярославский радиозавод – Г.М. Потехин, Тутаевский моторный завод – В.А. Попов , Ярославский завод дизельной аппаратуры – Е.М. Загоскин, Ярославский завод топливной аппаратуры — Н.В. Волосюк. Под руководством областной организации КПРФ совместно со стачкомами и профсоюзными организациями предприятий не один раз на Советской площади в Ярославле собирались десятки тысяч тружеников Ярославского и Тутаевского моторных заводов, радиозавода, ЯЗДА, Красного Перекопа и других предприятий. Представители руководства левопатриотических сил ( Ю. Щеглов, В. Корнилов, А. Воробьев, В. Попов, А. Солдатов, Е. Шувалов, Г. Вихров, Г. Хохлов, Е. Загоскин, В. Лисютин, А. Смордин, Г. Потехин, Н. Волосюк и др .) в своих выступлениях на митингах, в стенах областной Думы, перед трудовыми коллективами высказывали видение выхода региона и страны из политического и социально-экономического кризиса. Кремлевское руководство в целях защиты отечественного товаропроизводителя обязано: ввести квотирование на ввоз импортной продукции, обеспечить сырьем и топливом свое производство, довести в соответствии с мировой практикой денежного обращения уровень обеспечения денежной массой произведенного продукта до 50-60%, восстановить хозяйственные связи между предприятиями, расположенными в республиках СНГ. Это позволит заработать экономике России, начнет рассасываться безработица, задолженность по зарплате, налогам в бюджет всех уровней, пенсиям, детским пособиям. В социальном плане: согласие в обществе возможно, если разрыв в доходах между 10% наиболее богатых слоев населения и 10% наиболее бедных в России станет в 5 – 7 раз. В духовном плане: примирение в стране возможно в том случае, если со стороны СМИ прекратится тенденциозное навязывание общественному сознанию негативной оценки советского прошлого. Это видение, между прочим, актуально по истечении 30 лет, поскольку либерально-рыночный курс в стране сохраняется до сих пор.
В протестных акциях руководство лево-патриотических сил всегда исповедовало принцип: «Лучше решать вопросы за «круглым столом», чем на баррикадах». Для него здоровье ярославцев было дороже, чем во имя революционной целесообразности поддержать тот или иной радикальный поступок со стороны участников протестного митинга. В свою очередь руководители правоохранительных органов г. Ярославля и Ярославской области максимально стремились держать под контролем ситуацию со своей стороны . Другое дело, когда правящая власть глуха к требованиям протестующих, да при этом демонстративно проводит линию на ухудшение социально-экономического положения трудящихся, а сама купается в роскоши, ничего не остается делать, как прибегать к самым решительным методам борьбы.
Ярким примером совместных действий левопатриотческих сил и Администрации Ярославской области организация достойной встречи Президента Белоруссии А. Лукашенко. Он прибыл в регион по приглашению губернатора с целью восстановления и укрепления связей с машиностроительными предприятиями Белоруссии, что способствовало бы выходу из кризиса ярославских предприятий дизелестроения.. Несмотря на наше в целом негативное отношение к либерально-рыночной политике А. Лисицына, тем не менее, в этом вопросе мы решительно его поддержали. Губернатор А. Лисицын грубо отверг нашу морально-политическую поддержку, заявив на одной из пресс-конференций: «Не нуждаемся в поддержке коммунистов». Однако потом он одумался и поручил своему заместителю Н. Воронину встретиться с руководством ЯО КПРФ. Мы договорились, что во время визита А. Лукашенко (май 1998 г.) наши активисты организуют ему теплую встречу: будут стоять с флагами Белоруссии, плакатами и транспарантами (кстати, изготовленные с помощью Отдела связи с общественностью администрации Губернатора). Она предоставила нам звукоусилительную установку. Хотя Президенту РФ Б. Ельцин не удалось сорвать визит А. Лукашенко в Ярославскую область, тем не менее, под влиянием либерал-демократов в его окружении ему удалось торпедировать достигнутые соглашения по финансово-экономическому оздоровлению предприятий дизелестроения. Борьба левопатриотических сил во главе с ЯО КПРФ и Облсовпрофом за социально-экономичеких прав ярославцев и изменение внутреннего курса вплоть до отставки Президента РФ Б. Ельцина продолжилась. Так, в информационном листке идеологического отдела ЦК КПРФ отмечалось, что 14 марта 1998 года состоялось заседание Правления Ярославского отделения НПСР, посвященное подготовке к Всероссийской акции протеста 9 апреля. Основные лозунги: «Президента Ельцина и его окружение (Черномырдина, Чубайса, Немцова) – немедленно в отставку». «Даешь Правительство народного доверия», «МВФ – руки прочь от России».
А.Г. Лукашенко приветствует ярославцев на Советской площадиНовым толчком к разрастанию протестного движения в регионе вплоть до реализации идеи экономической блокады Москвы, как символа ненавистной ярославцам либерально-экономической политики под диктовку МВФ, послужило Обращение шахтеров к гражданам России от 20 июня 1998 года. В нем говорилось: «Мы обращаемся к политическим партиям, движениям, общественным организациям, поддерживающим наши требования, с призывом создать Координационный совет для объединения своих усилий и потребовать от власти: официально признать вину за развал экономики и нищету народа. Ельцин Б.Н должен добровольно уйти в отставку!» Инициатива шахтеров была поддержана трудящимися Ульяновска, Ростова, Владимира, Тулы, Нижнего Новгорода, Волгограда, Тамбова и др. В Ярославле о поддержке требований шахтеров и солидарности с их действиями заявил созданный 2 июля 1998 года при морально-материальной помощи Облсовпрофа и ЯО КПРФ Координационный совет забастовочного движения Ярославской Области. В него вошли представители стачечных комитетов и профсоюзных организаций предприятий дизелестроения – ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА, ЯЗТА и ЯРЗ, а также представители Облпрофсовета, КПРФ, НПСР и Яблоко. С 10 по 13 июля 1998 г. в Москве находилась ярославская делегация в количестве 39 человек во главе с коммунистом, членом бюро Ярославского обкома КПРФ, А. Воробьевым. Делегация расположилась возле Горбатого мост, где находился лагерь бастующих шахтеров в виде палаточного лагеря. Ярославцы вместе с шахтерами усаживались на Горбатом мосту и когда проходили чиновники, то все дружно стучали шахтерскими касками. На память о своем пребывании в шахтерском лагере ярославцы привезли муляж рельсы с надписью «На память ЕБН. От ярославцев». В лагере нашлась кукла, к которой прикрепили из картона лицо Ельцина и положили на муляж рельсы. Эта «живописная композиция ярославцев моментально привлекла журналистов-фотографов. По возвращению в Ярославль на встрече с ярославскими журналистами представители Областного забастовочного Комитета ( А. Воробьев, В. Попов, А. Смородин, Г. Хохлов и др.) поделились впечатлениями о поездке на несколько дней в Москву для поддержки Всероссийской акции протестов шахтеров. Они сообщили, что в шахтерском лагере на Горбатом мосту приобрели немалый опыт в организации пикетов. На данный момент у них созревает идея экономической блокады железной дороги, чтобы заставить Москву подумать о нуждах тружеников. Г. Хохлов заявил: «Рабочих не волнует то, что в результате блокады Москвы может пострадать снабжение нескольких соседних областей, в том числе и Ярославской. Нам просто не на что покупать еду». (Ярославские вести17 июля 1998 г. С. 2.)
Сама же идея организовать Ярославский рабочий пикет с целью перекрытия железной дороги, связывающей Ярославль с Москвой, утверждает один из активнейших участников тутаевского протестного движения А. Шеповалов, родилась у тутаевских рабочих (Валерия Попова, Анатолия Клейменова, Николая Ячменева, Владимира Клявлина) после пребывания в шахтерском лагере в Москве. 6 августа 1998 года инициативу тутаевцев поддержал Координационный совет стачкомов Ярославской области. 13 августа утвердили сроки и форму протеста. 24 августа у ст. Приволжья (г Ярославль) высадился десант забастовщиков из тружеников Тутаевского и Ярославского моторных заводов в количестве 400 человек для пикетирования железной дороги вплоть до ее блокады, если потребуется. Место с точки зрения решения задачи по перекрытию железнодорожного полотна было выбрано будущим руководителем штаба «Рабочего пикета-98» А. Воробьевым, в прошлом полковником Советской Армии. Воинское им понимание организации обороны и наступления позволило ему принять решение, где расположить палаточный лагерь. В те года там был пустырь, который был в 200 метрах от железнодорожной линии, пятистах метрах от ЯМЗ и ЯЭМЗ. Между пустырем и двумя крупнейшими предприятиями проходила автомобильная автострада. Так что действия «Рабочего пикета» ежедневно будут на виду тысяч ярославцев и пассажиров, а также машинистов и пассажиров поездов. Когда мы втроем (А. Воробьев, В. Корнилов и А. Шапошников) на машине подъехали к данному месту дислокации будущего пикета, то А. Воробьев подчеркнул, что Мэрия в лице В. Волончунаса поразилась такому удачному решению протестантов. В Уведомлении, направленном властям области, было сказано: «Пикет будет круглосуточным и бессрочным до удовлетворения основных требований пикетчиков – смена социально-экономического курса, изменение Конституции, отставка Президента». Главная задача пикета — своим примером поднять на борьбу трудящихся сопредельных с Москвой регионов, организовав экономическую блокаду столицы до тех пор, пока Ельцин не уйдет в отставку. В течение 2,5 месяцев ежедневно в 9 утра от спорткомплекса “Старт» (г. Тутаев) отправлялся в Ярославль автобус с желающими принять участие в бессрочном рабочем пикете на станции Приволжье. «Палаточный городок с костром, прибитым к дереву рукомойником, информационным щитом, сколоченными из неструганых досок столами и скамейками на поляне под сбрасывающими листву тополями можно было бы принять за туристский лагерь, если бы не множество политических плакатов на красном ситце. Проехать мимо пикета, не заметив его, нельзя ни по железной дороге, ведущей на Москву, ни по автомагистрали в районе бывшей областной больницы (рядом с ЯМЗ)». (Тутаевская г-та «Берега», 6 октября 1998 г., автор — Г. Смирнова)
Ярославцы идут на «Рабочий пикет-98». Впереди Г. Хохлов (заместитель председателя стачкома ЯМЗ) и В. Попов (председатель стачкома ТМЗ), сзади А. Филиппов и его брат, транспарант несет Г. Потехин (председатель стачкома Радиозавода)Областная Дума, по инициативе фракции коммунистов, выразила морально-политическую поддержку «Рабочему пикету-98». Усилиями фракции коммунистов добились выступлений на Думе руководителей «Рабочего пикета-98»: Воробьева А.В., Хохлова Г.А., Смородина А.И., Мельникова А.В., Попова В.А., Крылова В.Б. Депутаты фракции коммунистов участвовали в сборе средств пикетчикам у станции Приволжье. В организации «Рабочего пикета-98» большую роль сыграла областная партийная организация, секретариат (А.Н. Солдатов, В.И. Бочаров, Е. Шувалов, Н.Н. Мошников, В.А. Степанов) во главе с В.И. Корниловым. Ярославская областная комсомольская организация под началом В. Кудашова приняла самое активное участие в популяризации действий Рабочего пикета-98: распространяла агитационно-пропагандистскую литературу, стояла с Красными знаменами в пикетах, в том числе и у железнодорожного полотна. В книге регистрации пикетчиков кроме тружеников предприятий: ЯМЗ, радиозавода, ЯЗДА, Красного Перекопа — были зафиксированы представители от общественно-политических партий: КПРФ, «Держава», Яблоко» и облсовпрофа, рыбинцы, переславцы, гаврилов-ямцы, даниловцы. Ряд сельхозпредприятий поддержали материально. Председатель тутаевского колхоза «Колос» Н. Иванов прислал овощи, мясо. Хозяйства Д. Стародубцева (совхоз им. Дзержинского») и А. Коряшкина («Пахма») тоже не оказались в стороне и помогли своей продукцией. Заволжский лесхоз выделил дрова и отходы деревообработки. Многие дачники, выходившие с электрички на станции «Приволжье», не равнодушные к лозунгам «Рабочего пикета-98», делились с пикетчиками выращенными овощами и яблоками. Другие, сочувствуя пикетчикам, опускали в установленный у входа на территорию пикета ящик, деньги.
А. ШеповаловОсновной костяк пикета — работники ТМЗ под предводительством председателя стачкома В. Попова и председателя профкома В. Крылова , члены тутаевской организации РКСМ во главе с ее лидером А. Шеповаловым . Нельзя не признать особо активную роль в организации быта, дежурства по охране в ночное время Рабочего пикета-98 на протяжении всего его существования внесли тутаевские комсомольцы, возглавляемые их ярким лидером А. Шеповаловым. По словам лидера тутаевских комсомольцев А. Шеповалова, в тутаевском тандеме Попов – Крылов удачно дополняли друг друга. Первый горячий, второй спокойный, уравновешенный, но действовали настойчиво, в одном направлении, поэтому не случайно за ними шли рабочие Тутаевского моторного завода. Когда в пикете Попов, участники акции вели себя более активно – выходили с лозунгами и транспарантами к проходящим поездам, раздавали листовки, проводили митинги. Но стоило Попову отлучиться или заболеть, активность пикетчиков шла на убыль. Общее мнение участников «Рабочего пикета-98» — В. Попов являлся душой пикета, его мотором». По свидетельству корреспондента тутаевской газеты «Берега» Г. Смирновой, «Немало в Ярославле и Тутаеве тех, у кого отношение к пикетчикам ироническое: «Лучше бы выставили пикет у себя на заводе, чтобы его не разворовывали», «Шли бы в лес собирать грибы и ягоды, зима-то ждет голодная». «И охота им здесь мерзнуть?», удивляются проезжающие в переполненных троллейбусах и автобусах ярославцы». Это свидетельствовало о том, что насколько не просто было достучаться до ума и сердец людей в борьбе за их же социально-экономические права.
Продолжение следует
Первый секретарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)
В.И. Корнилов
Последние новости
Санитарная авиация в Ярославской области: экстренная помощь на высшем уровне
С начала марта санитарная авиация эвакуировала 47 жителей региона, включая десять детей.
Новое назначение в Большесельском районе
Алексей Шутов стал исполняющим обязанности главы района.
Налоговые уведомления: как получать информацию проще и быстрее
Специалисты налоговой службы рассказали о современных способах получения уведомлений.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку