Один день главы Добрякова
Сегодня, 22 октября, Денису Добрякову исполняется 50 лет. Какой он – глава Рыбинска?
Сегодня, 22 октября, Денису Добрякову исполняется 50 лет. Какой он – глава Рыбинска?
Работа чиновника осязаема. Город чувствует ее каждый день. Сделали новую дорогу, отремонтировали двор – молодцы. А здесь разруха, непорядок, в доме холодно – плохо работают.
Но зафиксировать результат – одно, и совершенно другое – оценить работу. Сделать это с определенной долей достоверности можно, когда знаешь подробности: какие задачи стояли, с какими трудностями столкнулись, какие преграды преодолели, как – гладко или с препятствиями – прошли от постановки цели до момента ее реализации?
Мы решили заглянуть за кулисы администрации. Как проводит рабочий день глава Рыбинска Денис Добряков? И вот что увидели и услышали.
Утро началось с бассейна. Два-три раза в неделю глава плавает. От бортика до бортика туда-обратно без остановок. На дорожках – дети. Много детей, несмотря на раннее время. Глава говорит — это ответ тем диванным экспертам, которые считают, что спорт в Рыбинске умирает. Если, дескать, хотите тренироваться – всегда возможность найдете.
— Прихожу в шесть, ухожу в семь, — рассказывает Добряков, выходя из «Сатурна». – Зачем? Иначе можно в тумбу превратиться, которая сидит в кресле.
Тумба, впрочем, главе не грозит. Сидеть долго он не любит. Разве что за рулем своей машины. Из бассейна он едет по городу. Вот дорога по Молодежной, ее недавно отремонтировали. Пробует ее своими колесами. Асфальт идет волнами, на перекрестке лужа. Об этом позже будет строгий разговор на оперативке.
Из центра едет на дамбу шлюза. К этому времени дорога здесь перекрыта уже третий день. Дожди помешали сделать вовремя, и вот, наконец, выдалось солнечное утро.
На шлюзе стоят пять рабочих. Техники нет, хотя уже светло и главное – сухо.
Глава разворачивает машину, достает телефон, звонит Сдвижкову.
— Евгений Николаевич, где работа? Почему нет людей? – с первых слов заводится Добряков. – Начинать надо не с восьми, а когда погода есть! Не сделаешь до обеда – твои проблемы, мы будем запускать автобусы.
Сдвижков обещает до обеда дорогу закончить. И не обманывает. В тот же день транспортное сообщение с микрорайоном Волжский восстановлено, сухого дня хватает на укладку нового асфальта.
Мы тем временем двигаемся в сторону администрации. И говорим о дорогах.
Властелин дорог— Утренние объезды города – это система?
— Да. Обязательно. Увидеть своими глазами – это не рассказы замов слушать. Вот вижу железнодорожный переезд. Не просто вижу, а вместе с машиной чувствую, что его надо либо убирать, либо ремонтировать. И мы бы отремонтировали! Но он не наш. В прошлом году удалось договориться с одни предприятием – ненужный переезд убрали. Еще один отремонтировала железная дорога. Трудно с ними разговаривать. Головой кивают и ничего не делают. Обращаемся в ГИБДД, их штрафуют. Но людям не легче.
— Какой главный эффект от таких объездов?
— Мое субъективное мнение. Если вы сидите в кабинете и смотрите фото, вы город не увидите. Я на оперативках делаю много замечаний по докладам, которыми отчитываются. Свое мнение выношу на комиссию по безопасности, и мы вместе принимаем решения. Вот здесь (машет рукой в сторону) раньше парковались. Поставили запрещающий знак, стало удобно. Вижу недоделки – обочины, отсутствие ливневок. Все это — недоработка подрядчика и наша нищета. По-хорошему надо бы переложить все дороги и построить новые ливневки. Но когда понимаешь, в какую сумму это Рыбинску обойдется, заносишь в разряд фантастики.
— В последние два года на дороги много денег дали.
— И очень помогли. Но ливневая канализация — это миллиарды. А мы счастливы миллионам. И делаем дороги. Много дорог, перечислять долго. Но еще больше надо сделать.
Новое кольцо на Расторгуева главу радует. Удобно, безопасно, если, конечно, двигаться по правилам дорожного движения.
— Вас называют властелином колец. Не обидно?
— Пусть называют. Кольца – это удобство и безопасность. Помните, сколько критики мы получили, построив кольцо на Соборной? А что теперь? Все привыкли и довольны. Инерция мышления порой людям мешает. Новое воспринимается в штыки. Но проходит время, и все приобретает совершенно другую эмоциональную оценку.
Едем по Герцена. Утро, машин много. Авто Добрякова пролетает самый напряженный участок за 3 минуты. Да, не все красные светофоры мы собрали, не стояли в очереди на средней полосе, когда правая свободна. Повезло?
— Каждый день буду здесь ездить с секундомером, — то ли смеется, то ли серьезно говорит глава. – А вообще сейчас о движении в центре говорить рано. Когда сдадим все дороги, включим все светофоры и настроим-перенастроим их, когда изменим схему движения на Волжской набережной, договоримся с автошколами, чтобы учебки в часы пик здесь не ходили… Хорошо бы еще дождаться, когда водители освоят путепровод на Горького. Вот тогда и поговорим.
Денег нет, но…Девять утра. Началась оперативка. За столом – все замы и руководители департаментов. По кругу говорят, что случилось, какие проблемы, как удалось или не удалось их решить, какие темы актуальны в ближайшее время.
Добряков слушает внимательно. Уточняет, начал ли работать РУМСР на дамбе – начал. Как пройдет встреча со студентам-медиками – их ждут рыбинские больницы. Что с муниципальной амнистией для предпринимателей – им списывают штрафы и пени. Как продается недвижимость – не так активно, как хотелось бы. ЖКХ, транспорт, культура… За час успевают обсудить массу вопросов, наметить планы и определить, кто над чем работает в первую очередь.
Замы разбегаются по своим работам, а глава мчит в Ярославль. В 11.30 в областном правительстве обсуждают судьбу МУП «Теплоэнерго». Очень много вопросов, возникших при заключении договора концессии. И самый главный – это долги. Кто их заплатит? Глава хочет, чтобы это сделал концессионер. Концессионер торгуется.
— Нормальный переговорный процесс, — рассказывает Добряков, вернувшись в середине дня в Рыбинск. – Все сложно, но все можно. Надеюсь, договоримся.
Договариваться приходится и на следующем совещании. Речь – о бюджете. Денег в нем мало, а город требует много. Неприкасаемые статьи расходов – зарплата бюджетников. Оставшееся – на все. Надо убирать улицы, готовиться к зиме, платить подрядчикам… Просят муниципальные учреждения – кому и на что дать в первую очередь? Просят помочь общественники – дороги частного сектора, установка мусорных контейнеров, ремонты проездов… Делить трудно, особенно когда и делить-то особо нечего.
— Бюджет Рыбинска этого года – больше шести миллиардов, — говорит Денис Добряков. – Скажете, хорошая сумма, на многое должно хватить? Но большая часть – это субсидии и субвенции вышестоящих бюджетов на конкретные работы. А мы из своей части доходов, которые остаются в Рыбинске, софинансируем проекты – строительство школы на Тракторной, ремонт дорог, благоустройство дворов и парков. Дело, конечно, хорошее. Но на остатки не размахнешься.
Реализованные возможностиО бюджете мы уже много говорили. Внимательные читатели должны понимать, как и из чего формируется городская казна. Поэтому – дальше, на улицу, в Карякинский сад. Для поездки туда пришлось выкраивать время. График главы плотный, с наездами одной встречи на другую, с неизбежными задержками и ожиданиями в приемной. Но Карякинский – это святое.
— Что он значит для вас?
— Это наши реализованные возможности. Пример того, как можно и нужно работать. Если мы хотим что-то сделать достойное — в жизни, у себя в доме, в городе, нет никаких преград. Ты говоришь себе – это нужно всему Рыбинску, и дальше просто делаешь. Несмотря ни на что. И любая идея воплощается. Главное – приложить душу, руки, желание и согласие людей.
В Карякинском главу ждет куратор сада Сергей Иванченко. Говорят о том, как сберечь молодые кусты и деревья, как не поранить морозами новые дорожки. Закрыть сад на распутицу? Надо бы, да народ не одобрит. Решают, что закроют. Ради сада и народа. Даже того, что каждый день критикует власть, предъявляя реальные и надуманные обвинения.
— Как вы относитесь к критике? Переживаете?
— Переживаю. А кто не переживает, когда тебя месят в сетях каждый день? Но в потоке грязи попадаются бриллианты – предложения, как сделать лучше. Я радуюсь каждому такому комментарию. И мы многое берем у людей опытных, разумных, готовых не обвинять, а помогать. Жаль, что чаще сталкиваешься с худшим.
После Карякинского едем на стадион «Сатурн». Здесь скоро начнется ремонт.
— Восстановим футбольное поле, беговые дорожки, малую трибуну, — рассказывает Добряков. – Вторым этапом – большую трибуну вместе с помещениями под ней. Классный проект, мы долго добивались его финансирования.
Следующая остановка маршрута — Крестовая. Это – обязательная точка главы почти каждый день. На Крестовой – машины, рабочие, пыль столбом. И – Сдвижков со своими замами.
— Евгений Николаевич, как вам глава – удобный?
— Удобный! Даже очень! Как позвонит в шесть утра, как надает по шапке – так, считай, день удался!
Сдвижков и смеется, и серьезен. Проект ремонта Крестовой действительно грандиозный. Это только со стороны кажется, что можно все сделать быстро и качественно. Знаете, есть такие схемы выполнения работ, которые исполнители показывают нетерпеливым и скупым заказчикам. В схемах круги «качественно» и «быстро» пересекаются только на границе «дорого». Если быстро и дешево – некачественно, если дешево и качественно – не быстро. Это закон. По-другому никак. В Рыбинске денег не так много и мы уже об этом поговорили. Поэтому Крестовую делают не так быстро, как хотел бы народ, стонущий от изменившихся маршрутов общественного транспорта.
— В Карякинском мы научились не бояться браться за невозможное, — объясняет Денис Добряков. — А Крестовая — это проект не на один год. Для нас принципиально не просто ее доделать, а не остановиться. Красная площадь, Стоялая, стилизованные фонари и вывески, ремонты фасадов, соседние улицы – все это элементы картины, по которой Рыбинск воспринимают его жители и гости. Мы должны еще раз влюбиться в свой город. Пережить неудобства, связанные с ремонтом, начать гордиться Рыбинском, передать его своим детям и не стыдиться перед потомками.
Коротко обо всемДень заканчивается очередным совещанием. К Добрякову пришли обманутые дольщики дома на улице Солнечной. Глава вызывает юристов и все вместе пытаются выработать стратегию – как вернуть деньги или получить жилье. Дело не на один вечер. Наверное, когда-нибудь и его можно будет отнести к разряду выполненных. А мы опять сидим в кабинете главы. Он листает альбом с фотографиями и пытается рассказать о себе. Вернее, это мы, журналисты, пытаемся выведать у главы подробности его личной жизни. Получается плохо, Добряков не склонен к рефлексии. Но кое-что все-таки узнаем.
— Вы – москвич? Или считаете себя рыбинским?
— Я родился в Рыбинске, учился здесь, окончил РГАТУ. Рыбинск – мой родной город. Я уезжал из него на время службы и работы, но всегда возвращался. Да, я рыбинский.
— Но прописаны в Москве?
— Я получил в Москве квартиру, когда ушел в отставку с военной службы. По закону. Приватизировал на дочку – кто не думает о своих детях? Сейчас у меня прописка московская, зарегистрирован я в Рыбинске. Не вижу криминала.
— Когда вы стали управленцем?
— Формально – в 2012 году. Это радикально изменило мою жизнь. Из военно-спортивного экшна – в городские проблемы. Сложно? Не то слово. Но быстро понял: надо ставить цели и добиваться. Когда видишь результат – думаешь, ну попробую еще. Получаешь удовольствие от работы. Иначе работа убивает не хуже, чем на войне.
— В каком вы воинском звании?
— Капитан запаса.
— Почему тогда в сетях вас часто называют прапорщиком?
— А что плохого? Многие в начале военной карьеры были прапорщиками. И я был. Ушел в запас капитаном.
— Ваше военное и спортивное прошлое помогает вам или мешает?
— Помогает. Хочется побед, к ним стремишься. Ценишь опыт, профессионалов, надежных партнеров, друзей.
— В 2006 году вы стали абсолютным чемпионом мира по парашютному спорту. Такие достижения повышают самооценку?
— Конечно, я горжусь этим званием. Соревнования проходили в Подмосковье, участвовали спортсмены тридцати стран. К тому времени российские парашютисты 16 лет не завоевывали золота.
— Говорят – соревновались тогда военные.
— Не верьте всему, что говорят. Организатор соревнований – Международная авиационная федерация, участники – спортсмены со всего мира.
— Расскажите о войне. В боях вы участвовали?
— Участвовал. В Северо-Кавказском регионе. Два ранения получил. Подробности не спрашивайте – сотрудники ФСБ о войне не рассказывают.
— Ну хотя бы о наградах.
— Перечислять все не буду. Самые дорогие – Орден Мужества и медаль «За отвагу». Их я обязательно надеваю на парады, горжусь ими.
— Как вы себя чувствуете, сменив погоны боевого офицера на чисто чиновничью работу?
— Во-первых, погоны при мне (смеется). Во-вторых, кто сказал, что глава – это чисто чиновничья работа? Бюрократии в нашем деле, конечно, много, но я работаю не только в кабинете, каждый день хожу по улицам, езжу по дорогам, встречаюсь с людьми – адреналина хватает, поверьте.
— Кто, на ваш взгляд, глава города – хозяйственник, предприниматель?
— Глава должен понимать законы и экономики, и бизнеса, и при этом не быть заточенным на извлечение из всего финансовой прибыли. В государственном управлении прибыль — это максимально выполненная работа. Эффективность использования бюджетных средств оценивается не доходом, а результатом.
— Что вам в работе помогает, а что мешает?
— Помогает выбранная тактика – я вникаю во все детали работы. От тонкостей экономического анализа до элементов физики. Вы не поверите, но я знаю даже марку мастики, которую добавляют в асфальтовую смесь. Поэтому я оцениваю работников не по красоте и округлости фраз в докладе. Я считаю, если ты взялся управлять, изучи в своем механизме каждый винтик. Иначе дело пойдет криво. А что мешает? Время. Его слишком мало в сутках.
— Вы стратег или тактик?
— Без стратегии нет тактики. Ставишь задачи – привлечь инвестиции, повысить доходы, благоустроить город до определенного уровня. Затем выбираешь пути достижения цели. Все просто (смеется).
— Сколько тем включает рабочий день главы?
— Десятки. Спорт, стройка, здравоохранение, экономика, образование… Темы могут стихийно появляться, но стараешься планировать свой день тематично, сегментировать по времени. Однако ежедневно — полный обзор городских проблем без исключения. Из них – приоритеты, которые обязательно нужно решить сегодня.
— Вам легко дается такая интенсивность? Говорят, если мозг человека переключается с темы на тему больше пяти раз в день, это сводит с ума.
— Каждый позволяет себе ровно ту нагрузку, которую может физически и психологически осилить. Я привык работать в условиях многозадачности. Справляюсь.
— Добряков образца 2012 и 2019 года сильно отличается? Это один и тот же человек и управленец?
— Человек тот же, управленец другой. Поменять себя изнутри очень сложно, проще приобрести опыт, знания, умения.
— Зачем вам это все надо? Бесконечные проблемы, нехватка денег, постоянная критика…
— Это самореализация. Как в спорте – я с ним часто провожу параллели. Если вы задаете цель и выстраиваете систему исполнения — это очень похоже на спорт. Твоя награда – достигнутая цель. Я вам вообще скажу – спортсмены работают лучше. Те, кто с детства привык к режиму, графику, обязательствам, они другие люди. И большего добиваются в любой профессии.
— Что остается в вашей жизни помимо работы?
— Авиация. Очень хочется чаще бывать на аэродроме. Это место, которое определило мою жизнь. Мои оппоненты попрекают меня парашютизмом. Да, у меня 11 тысячи прыжков. Я хороший парашютист. Я очень хороший парашютист! Я знаю, как я дошел до пика мастерства. Эти знания я транслирую на свою гражданскую работу. И строю очередной отрезок своего времени, уже имея опыт достижения целей предыдущей жизни.
— Оцените себя – какой вы глава?
— Думаю, оценить работу главы можно лет через пять. Пусть Рыбинск оценит.
Досье РИДенис Добряков родился 22 октября 1969 года в Рыбинске. В 1986 году окончил среднюю школу № 19 и поступил в Рыбинский авиационный технологический институт. В 1988-1989 проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. После этого окончил РАТИ по специальности «Авиационные двигатели и энергетические установки».
С 1993 по 2006 год служил в Воздушно-десантных войсках. С 2006 по 2012 — сотрудник ФСБ. Участвовал в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе. Дважды был ранен.
После службы окончил экономический факультет Ярославского государственного университета им П.Г. Демидова, Московскую Академию государственной и муниципальной службы по программе «Государственное и муниципальное управление».
С 2010 по 2012 год — депутат Муниципального Совета Рыбинска, заместитель председателя Совета по экономическим вопросам. 21 августа 2012 года назначен заместителем главы Рыбинска по городскому хозяйству.
С декабря 2014 по июнь 2015 — заместитель председателя правительства Севастополя (городское хозяйство, архитектура, строительство).
20 марта 2016 года избран главой Рыбинска.
Награды: орден Мужества, медаль ордена за заслуги перед Отечеством 2-й степени, медаль «За отвагу», медаль Суворова, медаль ФСБ «За отличие в борьбе с терроризмом».
Заслуженный мастер спорта, восьмикратный чемпион мира по парашютному спорту в составе команды. В 2006 году стал абсолютным чемпионом мира по парашютному спорту.