Стоит ли ждать возвращения в Россию Apple и Mercedes вместо Tecno и Hongqi. Китайцам конкуренты на нашем рынке не нужны
Эксперты о том, какие нас ждут изменения Десятки западных и азиатских брендов якобы засобирались вернуться на российский рынок.
Эксперты о том, какие нас ждут изменения
Десятки западных и азиатских брендов якобы засобирались вернуться на российский рынок. Правда пока конкретных обещаний никто не дает, а потребитель лишь питается слухами. Например, о том, что якобы Subway снова начал раздавать права на франшизу, Toyota проводит переговоры с дилерами, а Kia ищет новых сотрудников.
При этом никаких официальных заявлений от ушедших компаний как не было, так и нет. А многие так и вовсе решительно отвергли, что возобновят работу в России. Как, например, H&M , который до 5 июня ликвидирует российское юрлицо (его ликвидация затянулась из-за судебных споров о долгах перед ТЦ).
Нет никаких официальных заявлений по поводу возможного возвращения Zara и IKEA, которых, судя по опросу агентства Anketolog, россияне ждут больше всего.
А вот как отреагирует на камбэк западного и азиатского бизнеса в Россию Китай? Сейчас он доминирует на некоторых товарных рынках, стремительно воспользовавшись уходом конкурентов. Например, место Apple и Samsung, по данным Stat Counter, заняли китайские производители: суммарно у Xiaomi, Huawei и Realme доля рынка уже более 30% (у завозимых через дилеров Apple — 29%, а у Samsung — всего 17%).
Мнения опрошенных MSK1.RU экспертов по поводу перспектив китайских и западных компаний сильно разделились.
«Китайцы так глубоко и не вошли в российский бизнес»— Китайские компании, уже присутствующие на российском рынке, и европейские компании не создадут друг другу значительной конкуренции, — категоричен профессор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов . — Нужно четко понимать, что возвращение европейских компаний в массовом порядке пока остается маловероятным. Но даже если предположить, что они действительно вернутся в большом количестве, присутствие китайских компаний не будет составлять значительной конкуренции. Дело в том, что китайские компании не глубоко вошли в российский бизнес в последние несколько лет.
— А в каких отраслях, по вашим оценкам, у них лучшие позиции?
— Одежда под своими брендами, станки и оборудование (китайские компании частично заменили итальянские или немецкие), спецтехника (тракторы и т. д.).
Например, в автопроме у китайских компаний много проблем, включая сервисное обслуживание, поставку запчастей и позиционирование. Если рассматривать возвращение крупных компаний, таких как Mercedes и BMW в премиальном сегменте, то потребитель чаще всего выберет западные марки.
В других секторах, например, в повседневной или высокой моде, китайские компании, несмотря на развитую индустрию в Китае, не представлены на российском рынке. Также нет значительного присутствия в сегменте новой бытовой техники, кроме уже известных китайских брендов, косметики и других товаров. Не появились китайские сети супермаркетов или отелей. Китайские компании не заняли рынок, освободившийся после ухода европейских брендов, и, похоже, не стремятся к этому, — говорит Маслов.
«Китай будет активно противодействовать возвращению европейцев»— Китайские компании за последние годы сильно укрепили позиции в России во многих отраслях: автопроме, электронике, промышленном оборудовании, электронной коммерции и финансах, — говорит ведущий аналитик AMarkets финансовой компании Игорь Расторгуев . — И если европейцы попытаются вернуться, китайские игроки будут защищать свой рынок, снижая цены, улучшая условия поставок и продвигая новые регуляторные ограничения для конкурентов.
В стратегически важных отраслях Китай будет активно противодействовать возвращению европейских компаний, используя экономические и политические рычаги. Скажем, в финансовом секторе китайские платежные системы и банки укрепились в России, а европейские компании столкнутся с ограничениями и неудобствами при работе с привычными инструментами.
— Насколько, думаете, прочно китайский бизнес уже укоренился в России?
— Ну смотрите, они уже заключают долгосрочные контракты с российскими партнерами, а это затруднит возвращение европейских компаний. Китайцы оперативно адаптируются к новым условиям, создавая российские бренды и обходя санкционные барьеры, тогда как европейцам потребуется время на перестройку бизнеса. Дополнительно Китай использует политическую поддержку и торговые соглашения с Россией, чтобы закрепить свое влияние. Логистика и поставки комплектующих, где Китай уже играет ключевую роль, могут стать еще одним барьером для европейских фирм.
После возвращения европейцев и китайцы снизят цены— Естественно, для китайских компаний возвращение западных компаний увеличивает конкуренцию, и они будут стараться сделать всё, чтобы такой конкуренции не было, — согласен с Расторгуевым и профессор РЭУ, доктор экономических наук Юрий Ляндау .
— И как китайцы будут противодействовать?
— По идее, они должны ставить цены ниже, чем у западных представителей. Я бы эту ситуацию рассмотрел на примере автомобилей. Например, возьмем немецкие автомобили, которые сейчас завозятся по параллельному импорту с большим количеством посредников, стоимостью до 10–15 миллионов рублей. Причем иногда это может быть одна и та же модель, просто разные цепочки поставок и ценовые накрутки. Если производитель официально возвращается на российский рынок, да еще и снижается курс евро, то такой автомобиль может стоить 7–12 миллионов рублей.
Конечно, большинство китайских автомобилей находятся в более дешевой ценовой категории. Но многие дилеры у нас стараются довести цены до 7–8 миллионов, как это было в 2022 году, когда ушли европейцы и китайцы только стали заходить с «космическими», как тогда казалось, автомобилями.
— Но ведь есть и китайские модели, которые изначально стоят 8–12 миллионов рублей. Например некоторые Voyah или Hongqi.
— А вот покупатель и начнет думать, покупать ли навороченного «китайца», у которого всё равно есть проблемы с запчастями, да и с качеством сборки и самих деталей, или опять вспомнить про «немцев» или «японцев». Поэтому, если цены на немецкие или японские автомобили снизятся, то китайцам придется также снижать цены на свои автомобили. Ну а если западные компании вернутся, а цены не снизятся, значит просто идет ценовой сговор.
Дмитрий КапустинПоследние новости
Мобильный офис налоговиков работал в Некоузском муниципальном районе
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. Межрайонная ИФНС России №3 по Ярославской области продолжает информировать налогоплательщиков, выезжая в отдаленные районы Ярославской области.
В Тутаевском округе благоустроят территории соцобъектов и места воинской славы
В ходе рабочей поездки в Тутаевский округ губернатор Ярославской области Михаил Евраев обсудил с местными жителями общественные инициативы и планы по развитию территорий.
В районе проспекта Фрунзе в Ярославле построят девятиэтажку
YarNews.net фото: инспекция госстройнадзора ЯО Об этом сообщает инспекция государственного строительного надзора Ярославской области.

Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований