Проклятие КХЛ: российский хоккей после снятия санкций рискует оказаться никому не нужным

Два года подряд мы пытаемся делать вид, будто ничего интересного на чемпионате мира по хоккею не происходит.

Уровень игры падает вместе с интересом фанатов.

Два года подряд мы пытаемся делать вид, будто ничего интересного на чемпионате мира по хоккею не происходит. Рассказываем про упавший уровень, про пустые трибуны. Минимизируем телевизионные трансляции. Подтекст понятен: нет России — нет якобы и интереса болельщиков. Будто мы были раз за разом фаворитами на таких турнирах. Ясно, что чемпионаты мира, в которых когда-то участвовало восемь команд, потом 10, а теперь 16, всегда будут иметь предельно много нетоповых встреч: Венгрия, Норвегия, Словения, Казахстан, Франция… Все эти команды, сменяя друг друга, путешествуют между дивизионами. Если встречаются друг с другом, не придет почти никто. Программу «Зритель», как в России, никто не объявляет. Это бизнес, а не показуха ведь.

А вот местами очень даже аншлаг. Достаточно посмотреть, что в эти дни происходит в Латвии. В дни матчей к «Арене Рига» не проехать, да и весь правый берег Даугавы встает в пробках, каких Рига не видела. Все рвутся посмотреть на своих. Это притом, что начали-то с двух поражений.

Но мы не об аншлаге в Риге и не о любви, которая внезапно проснулась. О результатах.

История с попаданием Латвии в топ-4 очень показательна. Можно тут искать случайность: перед последним туром группового этапа как само собой разумеющийся стоял вопрос о непопадании в плей-офф, но были грохнуты и швейцарцы (4:3 в овертайме), и в полуфинале шведы (3:1).

Однако ж можно не случайности искать, а глубже копнуть: как только из политических соображений в прошлом сезоне КХЛ покинуло рижское «Динамо», игроки окунулись в реальную жизнь — поехали играть по Европам. И этого хватило, чтобы подтянуть уровень. В КХЛ, к примеру, с Максом Индрашисом в свое время не продлевали контракт — мол, слабоват. Тем более для легионера. Теперь же он на первых ролях в сборной: заброшенные шайбы, голевые передачи. Причем именно в ключевых эпизодах, что ценнее втройне.

Континентальная хоккейная лига — несмотря на громкое название и первоначальные планы («догнать и перегнать», разумеется) — превратилась постепенно в болотце, где не происходит ничего, где даже неплохие игроки чахнут. Очень стало напоминать сегодняшние будни в футбольной РПЛ, где многие игроки привыкли получать деньги просто за наличие у них русского паспорта. Конкурировать на свободном рынке или конкурировать в условиях квот и преференций — надо ли лишний раз говорить, где будет больше результата?

В Риге нынешнее рижское «Динамо» не сильно любили — все же понимают, что никакой преемственности от «того» рижского «Динамо», где начинал Виктор Тихонов, а потом ехал в Москву чемпионить с ЦСКА, не было и нет. Клуб искусственно создали в 2008 году — под создание КХЛ. Создали, разумеется, не как местный продукт, а чтобы показать широкие просторы новой лиги. Ну и людям из одной газовой компании и всех ее дочек легче было ездить к соседям и вопросы разные решать, прикрываясь любовью к хоккею.

Сборную, составленную из КХЛовцев, тоже не сильно жаловали. Часто можно было во время чемпионатов мира увидеть аншлаг только на играх Латвия — Россия. Приходили поболеть даже не латыши, а местные русские. Раз в год им хотелось увидеть, как бьют Латвию: самоидентификация у аудитории специфична.

Теперь ситуация в корне изменилась: год поиграли без искусственных ограничений — и те же игроки вернулись на «Арену Рига» совсем иными. А зарезервировать столик на субботние 14.20 (время начала полуфинала Канада — Латвия) невозможно с вечера четверга даже в многоэтажной пивной в центре города.

2023 год должен был, по замыслу руководителей российского хоккея, стать годом его небывалого триумфа. В Питере собирались построить самую большую арену в мире (гигантомания — наша неизжитая болезнь), где, разумеется, все остальные будут приезжать, чтобы поклониться нашему хоккейному искусству. В итоге наш спорт под санкциями, а Латвия, которая — вопреки наветам! — мегауспешно провела ЧМ два года назад, получает право повторить.

В Россию же, даже если все ограничения вдруг снимут, большой хоккей вернется никак не раньше 2028 года: все хозяева турниров уже расписаны на ближайшие четыре чемпионата. 

Но хотелось бы от руководителей и выводов, связанных с собственно игрой. Не старческого брюзжания о том, как было при них когда-то, а нормальных выводов — например, отмены надуманного лимита (особенно бессмысленного сейчас). Мы же рассчитываем, что санкции рано или поздно падут. Но что дальше? Ехать и сражаться за попадание в плей-офф? В полуфинале сейчас от Европы — сенсационно только Латвия и Германия. Все остальные, включая четверку участников когда-то придуманного нами Еврохоккейтура, ниже.

Николай Яременко

Специально для ЯРНОВОСТЕЙ

Фото: КХЛ / Кузьмин Юрий

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *