От Слипа до Верфи братьев Нобель

26 октября одному из старейших заводов в Рыбинске — Верфи братьев Нобель — исполнилось 116 лет.

26 октября одному из старейших заводов в Рыбинске — Верфи братьев Нобель — исполнилось 116  лет.

Строительство судоремонтных мастерских началось в 1904  году «для  поддержания флота в хорошем состоянии». Решение приняло руководство товарищества «Бранобель» («Товарищество Нефтяного Производства Братьев Нобель»). Тогда в Рыбинске и началась установка первого в России инженерного сооружения для подъема и спуска судов на воду — слипа. А  уже в 1907 году впервые производится подъем судна на берег. Этот  год считается годом основания рыбинского предприятия.

Предприятие показалось владельцам настолько перспективным, что с  1908 по 1917  год на верфи были построены самые первые волжские пароходы — «Комар», «Шмель», «Тунгус».

Накануне первой мировой войной на Волге возник мощный специализированный нефтеналивной флот, который в феврале 1918  года был национализирован. Суда братьев Нобель служили советской власти до 1950  годов.

Удобное географическое положение Рыбинска на Волге, выход в Балтийское, Черное и Каспийское моря позволили предприятию в лучшие времена выпускать до десятка судов в год.

26 октября 1907 года на слипе в Рыбинске было поднято первое судно. 11  марта 1908  года предприятие вышло на рынок судоремонта на верхней Волге. В  этот день в газете «Вестник Рыбинской биржи» было напечатано объявление местной конторы «Товарищества братьев Нобель»:
С открытия навигации 1908  г. в Рыбинске открывается сухой док для ремонта судов, не превышающих длиной 38  саженей и шириной 16  аршин. В  1911  год здесь были построены чугунно-литейная мастерская, деревянный склад и плаз, усилено оборудование механического цеха. С  этого времени слип начал функционировать как судостроительное предприятие. Тогда же был построен паровой винтовой разъездной катер «Мошка» мощностью 25  л.с. и баржа «Княжна Евпраксия» грузоподъемностью 200  тысяч пудов.

К 1917 году в Рыбинске было отремонтировано и построено 22  самоходных судна, 17  барж и шаланд; отремонтировано 185  нефтеналивных барж, 77  служебных и вспомогательных судов, 60  буксирных и 28  товарно-пассажирских пароходов.

В феврале 1918  года весь нефтеналивной флот Товарищества Братьев Нобель был национализирован вместе с рыбинским слипом. В  1923  год завод был переименован в Верфь им.  Володарского в честь погибшего партийного деятеля и получил статус судостроительной верфи. И  до 1926 года завод занимается в основном ремонтом, балансируя на грани выживания.

В 1927 году здесь был введен в строй нефтеналивной теплоход «Максим Горький» грузоподъемностью 600  тонн и мощностью главных двигателей 480  л.с.

С 1930 по 1935 годы в рамках реконструкции на заводе были построены новые каменный корпусный цех с плазом, водонапорная башня с насосной станцией, механический, литейный цехи, центральный склад, котельная и прочие объекты. В  итоге помимо ранее существовавшего корпусного производства завод получил и механическое, в результате чего появилась возможность производства судовых механизмов вплоть до главных паровых вертикальных машин тройного расширения мощностью до 200  л.с. В  этот период на заводе были построены около тридцати нефтеналивных барж и семь буксирных колесных пароходов.

В 1939 году в Рыбинске спущен на воду буксирный пароход «Иван Гудов» — первое для предприятия судно не с клепанным, а с цельносварным корпусом.

На время Великой Отечественной войны предприятие переходит преимущественно к работам несудостроительного профиля. В  это время по заказам армии было построено 15  пар мостовых понтонов, отправлено на фронт 240  вагонов с боеприпасами и другими изделиями.

В конце 40-х на предприятии провели очередную реконструкцию. Были построены новое спусковое устройство, постоянные стапельные площадки и трехпролетный эллинг. В  течение нескольких лет до конца 50-х предприятие строит 32  паровых буксира проекта  212 (тип  «Академик Вильямс»), 53  паровых буксиров трех разных проектов, 6  мелкосидящих плавучих кранов грузоподъемностью 3  тонны, 5  плавучих кранов грузоподъемностью 3  тонны, 17  несамоходных барж для перевозки песка, танкер «Татнефть-108». В  шестидесятых годах — 20  танкеров (бункеровщиков), 86  сухогрузных теплоходов грузоподъемностью 600  тонн нескольких проектов. В  семидесятых — 85  полноповоротных плавучих кранов типа КПЛ-5-30 грузоподъемностью 5  тонн.

11 сентября 1961 года предприятие в Рыбинске переименовано в Судостроительный завод им.  Володарского. И  до  конца семидесятых было построено 8  близких по конструкции морских транспортов вооружения, достроен начатый на Красноярском судостроительном заводе толкач-буксир малогабаритный «Александр Мыльников», спущены на воду кормовая и носовая части судна «река-море», которые затем были соединены на плаву. За  этот метод сборки судов рыбинский завод был отмечен Дипломом  ВДНХ.

В 70-80-х заводом введено в строй 34  сухогруза класса река-море типа «Сормовский», для рыболовецкого флота построено 17  приемно-транспортных рефрижераторов озерно-речных проекта  1344 (тип  «Колонок»). В  1980  год — опытовое судно ОС-213 (Андрей Лежнин). До  начала 90-х — 23  несамоходных насосных станций типа «Роса», 23  сухогруза-овощевоза класса «река-море» и  т.д.

В 1993 год рыбинское предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Судостроительный завод «СЛИП». В  1995  году здесь построена баржа-площадка проекта 81210М грузоподъемностью 245  тонн, до 1998 — для иностранных заказчиков построены 4  сухогрузных теплохода дейдвейтом около 4500  тонн каждый.

В 1999 году предприятие стало ЗАО  «Рыбинский судостроительный завод». Тогда же заводом был построен сухогруз «Рыбинск» проекта  16530 типа «река-море». В  2001 — плавучий док «Док-3» грузоподъемностью 600  тонн, в  2002 достроен начатый астраханским Морским судостроительным заводом танкер «Капитан Бармин». В  2004 — танкер «Капитан Зимин» типа «река-море» и для отечественного военно-морского флота — морское водолазное судно  ВМ-596.

В 2007 году предприятие было преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «Верфь братьев Нобель». Тогда же заводом в дополнение к целой серии выпущенных ранее был достроен сухогруз класса «река-море», обстановочное судно «Вайгач» для военно-морского флота и два корпуса моторных яхт типа Timmerman  40 (РС871), достроенных позднее на Московском судостроительно-судоремонтном заводе. В  2010 - 2011  годах — 6  катеров-бонопостановщиков, в 2012  году перестроен по новому проекту речной круизный теплоход «Алексадр Грин» (бывший «Алексадр Блок»), в 2013 — 3  танкера-продуктовоза «река-море» дейдвейтом 6600  тонн.

С 2012 года на предприятии строятся две нефтеналивные баржи проекта ROB07, первая из которых была введена в строй в 2017  году. В  2014 - 2015 годах заводом спущены 3  обстановочных судна ледового класса, построен корпус (с достройкой на Московском судостроительно-судоремонтном заводе до 2017  года) круизного судна «Штандарт», два рейдовых водолазных катера, обстановочное судно ледового класса «Фарватер» и два речных пассажирских теплохода, строившихся ранее Московским судостроительно-судоремонтным заводом.

Сейчас завод строит суда класса река-море. В  его портфеле заказов – краболовы, траулеры, ремонты. Верфь братьев Нобель является крупнейшим по допустимому размеру строящихся судов судостроительным предприятием верхней Волги.


gazeta-rybinsk.ru

Последние новости

Почему некоторые люди отказываются от свинины

Изучаем причины отказа от свинины в разных культурах и религиях.

Как распознать метеозависимость и справиться с ней

Узнайте, как метеозависимость влияет на ваше самочувствие и что с этим делать.

Лекция о противодействии коррупции для сотрудников МЧС

Прокурор Ярославской области провела важное мероприятие по правовому просвещению.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Луганске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *